Громким событием года стало известие о создании альянса AUKUS. Крупные СМИ уделили событию мало внимания, а большинство обывателей его даже не заметили. Однако новый договор ярко демонстрирует изменения и тенденции последних лет.
AUKUS — трёхстороннее соглашение между Австралией, США и Великобританией. В рамках соглашения США и Великобритания планируют передать Австралии не менее восьми атомных подводных лодок. Беспрецедентная сделка вызвала волну обсуждений и стала причиной скандала с Францией. Договор подчёркивает формирование нового баланса сил в Тихом океане и ужесточение американской политики в регионе. Долгое время экономика Австралии базировалась на торговле с Китаем, а безопасность — на союзе с США. Однако в последние годы из-за растущих противоречий между сверхдержавами Австралии становилось всё труднее удерживать баланс. В конце 2020 года Австралия обвинила Китай в кибератаках и вмешательстве во внутренние дела. В ответ Китай объявил масштабное эмбарго на австралийские товары: морские и сельскохозяйственные продукты, вино, сахар, древесину и, главное, на уголь. Санкции для Австралии ярко охарактеризовали новую внешнюю политику Китая. Договор по AUKUS — одно из следствий этого конфликта. Это важный стратегический сдвиг, подчёркивающий изменение политики США в отношении Китая и его доминирования в регионе.
Поставка минимум восьми атомных подводных лодок предполагает контракт стоимостью в десятки миллиардов долларов. Переговоры ведутся уже несколько месяцев и включают тесное сотрудничество с передачей самых современных технологий. Подводные лодки для Австралии будут основаны либо на американском классе Virginia, либо на британском Astute. Технические характеристики подлодок для австралийского контракта будут определены в ближайшие полтора года. Не исключён вариант, что до получения собственных субмарин Австралия арендует одну или две американских "Вирджинии" для получения опыта эксплуатации и обучения экипажей.
Но наибольшее возмущение сделка вызвала не у Китая, а на другом конце Земли — во Франции. Министр иностранных дел Франции в лучших русских традициях заявил, что его страна получила "удар в спину". Дело в том, что в 2016 году Австралия подписала контракт с французской Naval Group на 12 дизель-электрических подводных лодок Shortfin Barracuda. После анонса программы AUKUS Австралия уведомила Францию о прекращении работы над контрактом по Shortfin Barracuda. В ответ президент Франции Макрон 17 сентября отозвал французских послов из Вашингтона и Канберры, выражая крайнюю степень возмущения. После этого конфликта можно ожидать, что Франция ещё больше будет дистанцироваться от взаимодействия с традиционными союзниками. Уже появились заявления о более плотной работе Франции с Индией в сфере поставок вооружения.
Важность отказа от дизель-электрических субмарин в пользу атомных заключается в возможности демонстрировать силу в регионе. Современные дизель-электрические подлодки при работе в электрическом режиме могут быть очень тихими. В сценариях защиты прибрежных вод Австралии такие субмарины могут даже превосходить атомные подводные лодки, которые не могут полностью скрыть шум своих систем. Но в более глубоких морях атомные подлодки могут эффективно прятаться между звукопоглощающими слоями воды разной температуры. Важно, что у атомных подлодок гораздо больший радиус действия, ограниченный лишь запасами продовольствия, и высокая постоянная скорость. Обычная дизель-электрическая подводная лодка, отправленная для патрулирования спорных вод Южно-Китайского моря из Австралии, сможет оставаться в зоне патрулирования всего пару недель, после чего вынуждена будет вернуться для обслуживания и дозаправки. При этом атомная субмарина может патрулировать заданный район несколько месяцев, оставаясь незамеченной для противника. Атомные подводные лодки могут нести более сложные разведывательные комплексы, отряды спецназа и более эффективно держать под угрозой удара китайские надводные корабли и субмарины. Отказ от дизель-электрического способа движения в пользу ядерного — это изменение стратегии Австралии в регионе. Австралия хочет значительно повышать наступательный потенциал. Эксперты отмечают слабые противолодочные возможности Китая, таким образом, новые австралийские субмарины станут серьёзной угрозой для Поднебесной.
Естественно, сделка вызвала возмущение и в Китае. В официальном заявлении китайского правительства прозвучало, что AUKUS нарушает региональный мир и стабильность, усиливает гонку вооружений и подрывает международные усилия по нераспространению ядерного оружия. Однако ни с британских, ни с американских подлодок типов Virginia или Astute невозможен запуск ракет с ядерными боеголовками. Перезарядка ядерных реакторов австралийских подлодок потребует определённых юридических процедур, но в итоге Австралия не получит собственное ядерное оружие. Китай прекрасно понимает, против кого заключается сделка, и уверен, что Америка создаёт союзы для замедления его роста.
Сделка стратегически важна и для США. В последние годы происходит сдвиг в морском балансе сил между Америкой и Китаем — Китай наращивает судостроение, демонстрируя впечатляющий уровень принятия на вооружение новейших современных судов. AUKUS не повернёт вспять тенденцию, но замедлит усиление Китая. Важно, что США укрепляют сотрудничество с союзниками, которое ухудшилось во время Трампа. Не исключается присоединение Японии к таким договорам. Исторически Япония — важнейший союзник США в Восточной Азии. Сейчас у Страны восходящего солнца нет субмарин с ядерными реакторами, но под влиянием договора с Австралией не исключено, что своё похожее оружие получат и самураи. Ещё одна страна, которая охотно вступила бы в такой альянс, — Тайвань, который постоянно находится под давлением Китая. Китайское правительство регулярно делает агрессивные заявления, а китайская авиация и корабли вторгаются в тайваньские территориальные воды и воздушное пространство. Другие страны региона тоже испытывают беспокойство из-за территориальных притязаний Китая, который не считается с чужими интересами. Для США это отличная возможность укрепить свою позицию защитника международных правил в регионе.
Несмотря на успех военной сделки с Австралией, стоит понимать, что взаимоотношения США и КНР — это не только военное противостояние. Китай является крупнейшим торговым партнёром большинства стран региона и с каждым годом усиливает своё влияние на мировую экономическую и коммерческую структуру. Граждане КНР занимают всё больше ответственных должностей в международных организациях. Китай начинает устанавливать свои регулирующие нормы в международно-правовых спорах. Юго-Восточная Азия очень сильно зависит от Китая экономически, и США придётся приложить огромные усилия, чтобы укрепить союзы, которые в XXI веке зависят не только от силы оружия.