Сегодняшний выпуск "Уроков истории с Тамарой Эйдельман" — еще об одной женщине на престоле, еще об одной русской царице — Елизавете Петровне.
Что прежде всего приходит в голову, когда о ней заходит речь? "Веселая царица была Елисавет, Поет и веселится, Порядка только нет" — Алексей Константинович Толстой всегда умел высказаться и ехидно, и умно.
Веселая царица, балы, маскарады, наряды — 15 тысяч платьев, оставшихся после ее смерти, отмененная смертная казнь (не совсем правильно, просто она не подписывала смертные приговоры), роскошь дворцов Растрелли…
Все это безусловно так. Но вообще-то, при Елизавете управлением занимались достаточно умные люди, чтобы обеспечить большой рывок России вперед, при Елизавете был основан Московский университет и зарождалась великая русская литература, появился публичный театр. Можно ли все это считать заслугой невежественной и легкомысленной правительницы? Вроде бы нет, — а, может быть, и да…
А еще история елизаветинского царствования — это и история о том, как ловко можно использовать в своих целях пропаганду и сделать вид, что твое правление отличается от царствования ненавистной кузины Анны Иоанновны как день от ночи, — а если присмотреться, то можно увидеть очень много сходных черт.
Еще это череда невероятных по своей запутанности и ожесточенности придворных интриг и время, когда действовали яркие, энергичные, циничные, но очень интересные люди, выросшие уже в послепетровскую эпоху.
В общем — это время, заслуживающее разговора о нем.
! Орфография и стилистика автора сохранены