Очень огорчил Вадим Зайдман (см. Каспаров.Ру, "Звериная жажда власти"). И даже не тем, что он в очередной раз пугает: Навальный у власти может оказаться еще большим имперцем, националистом и автократом, чем Путин. Этим Вадим Зайдман пугает всегда. Новая (и, на мой взгляд, крайне опасная) его аргументация. Звериной жаждой власти Вадим Зайдман объясняет отчаянную готовность Навального идти на риск и на жертвы. Из его рассуждений буквально следует, что любой человек, в котором подавлен инстинкт самосохранения, опасен как потенциальный автократ. Причем, не важно, чем подавлен – эгоистическими мотивами или альтруистическими. Не жалеет себя – не пожалеет и других.

Екатерина Шульман как-то отметила, что общее снижение уровня насилия и жестокости в обществе сыграло с нами злую шутку. Казалось бы, оно должно было способствовать изживанию авторитаризма. Ведь то, что раньше было в порядке вещей, теперь, теперь воспринимается как неприемлемое. Но оказалось, что люди с более низким "болевым порогом" менее склонны давать отпор угнетению. И их можно "нагнуть" куда меньшим насилием, куда меньшей жестокостью.

Такие люди не полезут в драку, не станут чем-то жертвовать ради абстрактных принципов свободы, справедливости, честности. А зачем? Жизнь стала гораздо более благополучной и комфортной. Даже полным социальным лузерам не грозит существование в условиях городского "дна" эпохи Гюго и Диккенса. В конце концов, благополучие и комфорт и есть главная ценность в соответствие со всеми принципами гуманизма. Нет таких ценностей, ради которых надлежит подавлять собственный инстинкт самосохранения.

Вот на этом и расцвел новый, постиндустриальный авторитаризм. На конформизме. И на размывании, размягчении системы ценностей. Победить этого урода смогут лишь готовые на жертвы ради принципов. Да, мрачные фанатики идеи далеко не всегда бывают симпатичными людьми. Но они – хранители ценностей. Без них общество теряет иммунитет к тирании.

Александр Скобов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены