Пример полного непонимания психологии соседей. Российское посольство в Минске в Твиттере отметило годовщину рождения графа Михаила Николаевича Муравьева-Виленского. В Беларуси противники Александра Лукашенко расценили это как почти неприкрытую угрозу – ведь Муравьев жестоко подавлял восстание 1863 года на территории современной Беларуси, за что был прозван "вешателем".
Но, как представляется, дело в другом. В российском консервативном сообществе распространена точка зрения, что Муравьев был благодетелем для православных белорусских крестьян. Потому что вешал и расстреливал угнетавших их польских шляхтичей и католических священников. А крестьянская реформа на белорусских и литовских землях прошла на более льготных для крестьян условиях, чем в центральной России — правительство было заинтересовано там в ограничении влияния дворянства и сделало ставку на православное крестьянство. Так что "вешатель" в российском дискурсе – это защитник веры и мужиков. Поэтому посольские люди искренне считали, что делают белорусам комплимент.
Только в белорусском обществе Муравьев остается крайне непопулярной фигурой, причем и среди оппозиционеров, и среди лоялистов. Для белорусов герой – это казненный при Муравьеве Кастусь Калиновский (это, кстати, укоренилось еще с советских времен, что повышает легитимность такого взгляда). Восстание же воспринимается как национальное, а не "польское". Муравьеву симпатизирует узкий слой консервативных русофилов, который не играет никакой политической роли.
Тем более, что некоторые их аргументы способны вызвать, как минимум, оторопь у человека, привыкшего к жизни в современном обществе с его гуманистическими принципами. Так, протоиерей Александр Романчук, рассуждая несколько лет назад о казни по приказу Муравьева восьми католических священников, заявил:
"Фактически он поставил вопрос, имеет ли в глазах Бога российский православный мир такую ценность, чтобы ради него казнить католических священников. Будучи православным верующим, он ответил на этот вопрос положительно и исполнил приговоры. Таким образом он согласился в полной мере нести ответ за свои действия перед Богом в вопросе спасения души. Таким образом, мы не вправе отрицать, что граф Муравьев, расстреляв 8 ксендзов, выступил в роли российского религиозного и национального лидера и тем самым совершил личный духовный подвиг самопожертвования".
! Орфография и стилистика автора сохранены