Ну вот, наконец-то проблему, о которой я писал еще почти месяц назад — об отсроченных последствиях коронавируса — начинают потихоньку осознавать и осмысливать и другие авторы. О тех последствиях, которые проявятся тогда, когда сама эпидемия пойдет на спад или вообще будет одолена.
И здесь, прежде всего, речь даже не о возможном коллапсе мировой экономики, всемирной Великой депрессии, а, поскольку мы лицемерно трындим о "ценности/бесценности каждой человеческой жизни", о ее приоритете над экономикой — именно о них, бесценных жизнях. О том, что число заболевших и умерших от инсультов и инфарктов по результатам этой экономической депрессии — банкротства предприятий, разорения бизнеса, потери работы, наверняка крушения многих семей, потому что далеко не все семьи настолько крепки, чтобы пережить такие передряги — может превзойти количество жертв от собственно "короны". Поскольку, напомню, смертность от сердечно-сосудистых заболеваний — самая высокая, до 16 миллионов ЕЖЕГОДНО в мире, причем это без всякой "короны".
О лицемерности трындежа о приоритетности человеческой жизни я написал не потому, что для меня жизни людей не представляют никакой ценности, а только лишь потому, что в современном мире выдержать этот принцип во многих случаях просто невозможно.
В транспортных авариях в мире ЕЖЕГОДНО погибает до двух миллионов человек. Если запретить функционирование транспорта, эти два миллиона могут оставаться в живых. Каждый год. Отменяет ли ради этого человечество существование транспорта? Или приоритетность КАЖДОЙ человеческой жизни приносится в жертву необходимости существования в современном мире транспортных средств? Вопросы, разумеется, риторические, но говорить при этом о приоритетности человеческой жизни — не есть ли лицемерие?
Из-за гриппа, за сравнение с которым "короны" меня уже неоднократно вываляли в грязи и от которого ЕЖЕГОДНО умирает до 600 тысяч человек, мир не садится на карантин, хотя в случае карантина многие из умерших остались бы живы.
И так далее. Таких примеров, когда на практике невозможно выдержать принцип приоритетности человеческой жизни, можно приводить до бесконечности. И именно поэтому я считаю разговоры о возможности соблюсти этот принцип всегда и во всем — лицемерием. Поскольку те, кто об этом говорит, сами прекрасно понимают, что на практике это недостижимый идеал (см. вышеприведенные примеры).
Да мы сами, не волею правительств — токмо собственной волей, ни за что не останемся дома и не перестанем ездить, путешествовать, несмотря на риск попасть в аварию или умереть от подхваченного гриппа. Потому что для нас самих приоритетен принцип не просто жизни (в концлагере, в тюрьме, в рабстве — тоже жизнь), а полноценной жизни.
Принцип приоритетности человеческой жизни сам по себе хороший, к его соблюдению надо стремиться, насколько это возможно в современном мире, я двумя руками ЗА! Но принцип этот, возведенный в абсолют, — утопия. Вроде коммунистической идеи. В теории хороша, а на деле получается катастрофа.
Абсолютизм — это почти всегда плохо.
Соблюсти всегда и во всем принцип приоритетности человеческой жизни можно, но для этого надо отменить цивилизацию и прогресс. И просидеть всю жизнь на карантине.
С другой стороны, надо понимать, что именно цивилизация и прогресс — развитие здравоохранения, науки, безопасности транспорта, компьютеризация — постепенно делают возможным соблюдение этого принципа во все большем количестве случаев. Только, честно говоря, непонятно, как при сегодняшнем уровне развития науки человечество оказалось неготовым к такому вызову, как пандемия коронавируса.
И еще. Кто о чем, а я опять о гриппе. Один, чисто математический, даже арифметический аспект.
Мои оппоненты, ругающие меня за сравнение "короны" с гриппом, говорят о том, что от "короны" смертность в разы превышает смертность от гриппа. Потому, мол, он намного опаснее.
С другой стороны, как правило эти же оппоненты, когда я указываю на сравнительно небольшое (относительно других болезней и относительно населения) число переболевших Covid-19, говорят о том, что далеко не все носители вируса выявляются, многие переболевают бессимптомно, "на ногах", и в статистику не попадают.
А теперь давайте рассуждать логически.
Да, реальное количество переболевших "короной", возможно, в разы превышает официальную статистику. Но если число невыявленных заболевших может быть каким угодно, то невыявленных умерших, кажется, быть не может? То есть официальное число умерших, по определению, примерно соответствует реальному (разница может быть в пределах статистической погрешности). Значит, смертность от коронавируса в реальности настолько ниже официальной (по данным статистики) смертности, насколько реальное число переболевших короной выше официальных данных. И в этом случае, возможно, не так уж и превышает смертность от гриппа.
Чистая арифметика, ничего больше.