Когда я опубликовал программу правозащитной панели Форума свободной России, некоторые мои фрэнды пришли ко мне в комменты со словами осуждения Льва Пономарева, которого мы пригласили выступить на эту панель. Суть их претензий в основном сводилась к тому, что Пономарев поддерживал 282-ую статьи Уголовного кодекса РФ и весь антиэкстремистский пакет законов. Недоброжелатели правозащитника взывали ко мне, требуя, чтобы я напомнил Пономареву об этом и задал ему вопрос, поддерживает ли он сейчас 282 статью и прочие экстремистские статьи. Я не стал уклоняться от этого разговора и пообещал, что напомню и спрошу.

Пообещал и сделал. Я поднял эту тему прямо в ходе проведения панели и получил ответы на свои вопросы.

Лев Пономарев считал и считает недопустимыми прямые призывы к насилию, в том числе на национальной почве. В этом смысле (то есть, в смысле борьбы с прямыми призывами к насилию) он поддерживал и поддерживает применение 282 статьи или какой-либо другой аналогичной статьи, способной пресечь подобные призывы, при этом признает, что правоприменение антиэкстремистского законодательство очень несовершенно.

Русский национализм он по-прежнему считает опасным, но это вопрос убеждений. Переубедить его невозможно. Мы спорили очень долго (уже отдельно, в личной беседе) и остались каждый при своём мнении.

Я лично с ним не согласен. Убеждён, что 282 статья и весь "экстремистский" пакет статей и законов должны быть беззоговорочно отменены в Свободной России, как позорнейшее проявление репрессивного законодательства, а органы, осуществляющие политические репрессии, должны быть в обязательном порядке расформированы. Правоохранительные органы и спецслужбы должны быть построены с нуля на новом фундаменте.

И я очень рад, что не одинок в своём мнении. Многие люди на Форуме поддержали эту позицию.

Что касается русского национализма, то я неоднократно высказывался на эту тему. Позитивный, цивилизованный, демократический национализм, лишенный элемента ненависти, мне симпатичен. Дикий, замшелый, основанный на негативе и ненависти, призывающий к насилию и осуществляющий его, мне чужд. Правда, стоит отметить, что как такого русского национального движения в России больше нет. Оно самоубилось, а нового еще не выросло.

Тем не менее, каждый человек имеет право на свое мнение, в том числе по самым острым политическим и правовым вопросам. Поэтому, не соглашаясь с Пономаревым в этом вопросе, я отдаю ему должное, считаю его деятельность полезной и даже необходимой для России (за вычетом поддержки антиэкстремизма).

Вот такой небольшой ответ хэйтерам Пономарева.

О других интересных моментах нашей панели и Форума в целом я напишу попозже. Надо немного отдохнуть.

Даниил Константинов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены