В священных арабских текстах евреи иногда называются "Народом Книги", иногда "Людьми Писания".
Это отнюдь не значит, что Коран всегда позитивно описывает евреев: когда как. Но определяющие метафоры настолько точны, что не обязательно быть арабом, чтобы понять, о ком речь, когда произносятся слова "Народ Книги".
Точно так же, думаю, с некоторых пор стоит произнести слова "Народ Майдана". Дополнительных пояснений, о ком идет речь, большинству современных людей, причем не обязательно принадлежащих к европейской цивилизации, не потребуется.
Как расшифровываются эти слова?
Ну, для большинства, наверное, так: народ независимый, народ, не признающий над собой хозяина.
Положительная это характеристика или нет, зависит от уст её дающих.
В чьих-то устах это похвала, а в чьих-то, возможно, осуждение.
Когда я в самые застойные советские годы учился на филфаке Одесского университета, в курсе истории Украины мельком давалась такая обобщающая характеристика украинского социума времён до воссоединения с Россией: "Демократизм". Уху моему в те времена это слышать было довольно странно.
Но в душу запало.
Характеристика, опять же мельком данная русской культуре, определялась тоже одним словом: "Централизм".
В те времена и долгие годы после эти определения существовали в моем сознании как бы в латентном состоянии и актуализировались только во времена Первого Майдана.
Действительно, произошел ментальный конфликт носителей демократизма с централизмом, чего сами участники событий могли в полной мере и не осознавать и уж точно в таких терминах не обозначать.
Думаю, что недоумение Путина вполне искренне и он не слишком лукавит, когда заявляет, что русские и украинцы — это один народ. Действительно, на протяжении десятилетий это примерно так и воспринималось: есть псковские, есть питерские, есть москвичи, есть украинцы — "вместе целая страна".
О том, что между украинцами и русскими существует непримиримый ментальный конфликт, и что поэтому народы эти не могут выстраивать общую историческую судьбу, думать мало кому хотелось.
Конфликт осложняется тем, что, безусловно, среди русского этноса есть множество людей, представляющих демократическое сознание, а среди украинского немало носителей менталитета, определяемого идеей централизма.
Состоявшиеся накануне выборов дебаты кандидатов в президенты Украины отнюдь не случайно буквально всколыхнули всю интересующуюся Россию.
Часть общества отнеслась к ним как к чуду, которое, однако, возможно и, значит, хорошо бы, чтобы и в России кандидаты в президенты открыто полемизировали, а высшим судьей выступал народ.
Другая часть общества восприняла те же дебаты как недостойное кривляние и угрозу существования самой российской государственности в случае, если этим опытом соседней страны соблазнится российский народ.
Вывод из этого напрашивается один: кто бы ни стал президентом Украины, путинский режим попытается не мытьем, так катаньем положить конец украинской демократии, настолько она стала для него смертельно опасной.
Как стала опасной израильская демократия для арабских режимов, едва зародившись.
Ведь не за клочок земли попытались арабские диктаторские режимы сразу же уничтожить еврейское государство, не соглашаясь ни на какие компромиссы ради достижения реального мира.
Смешно и подозревать Израиль в намереньях захватить соседние арабские страны. А вот в том, что сам факт возможности существования независимого свободного общества посреди арабского мира потенциально опасен для ближневосточных диктатур, сомневаться не приходится.
Поэтому я не верю в возможность близкого мира между Украиной и Россией.
Вера украинских президентов в то, что достаточно их доброй воли для того, чтобы прекратить войну с Россией, не что иное, как самообман.
Эти трагические уроки проходил Израиль, когда избирал премьеров, обещавших, пусть даже ценой территориальных уступок, заключить прочный мир с соседями.
Повторяю, не в клочках земли дело, хотя и "клочки земли" вопрос не праздный.
Как говорится: "Дай ему палец, он и всю руку откусит".
Да и не будет тот, кто действительно хочет мира, заявлять, что для дальнейшей верной дружбы ему не хватает только откушенного пальца соседа.