В субботу на Пушкинскую площадь заявились "казаки" и принялись лупить нагайками митингующих. В наш цифровой век "казаков" быстро срисовали и выяснили, что на подготовку этого "казачества" московская мэрия тратит миллионы рублей.
Не то, чтобы это что-то новое. "Казачество" вообще известный источник распилов - вбейте слово "казачье" в поиск на сайте президентских грантов и наслаждайтесь зрелищем. Нападения сторонней (в смысле не полицейской) гопоты на оппозицию происходили на протяжении всех 2000-х.
Но есть нюанс: тогда власти нанимали околофутбольные фирмы, которые работали в первую очередь за деньги, но, при этом, такая деятельность не являлась для них основным источником дохода. Здесь же мы имеем идеологизированную гопоту, причем живущую за бюджетный счет и, наверняка, свято убежденную, будто лупить сограждан на улицах - это такая "работа".
Проще говоря, в России создаются свои парамилитарес. Явление, характерное для Латинской Америки, Африки и прочих стран, где государства оказывается не в состоянии поддержать монополию на насилие.
Вот хороший текст про парамилитарес на примере Латинской Америки:
"Использование парамилитарес редко заканчивалось чем-то хорошим как для страны, так и для политиков, которые делали на них ставку. Сотрудничество правительства с вооруженными и агрессивными людьми возможно лишь до тех пор, пока власти удовлетворяют требования группировок и помогают им находить финансирование. Как только правительство начинает мешать боевикам делать свои дела, они очень быстро превращаются во врагов, обвиняют официальные власти в "предательстве идеалов" и начинают либо воевать против них, либо искать нового хозяина".
* * *
Сейчас "казаков", выступавших на Пушкинской вовсю называют "ряжеными". Это не совсем верно. Во-первых, потому, что ряженые у нас вообще все - и полицейские, и судьи, и депутаты. Во-вторых, эти "ряженые" вообще не являются казаками, ни в каком смысле.
В казачество нынче берут вообще всех без разбору - заполняйте бумажку и получайте шапку с крестом. В Российской империи казаки были отдельным сословием, сами они себя считали отдельным народом (да-да). То есть с тем же успехом можно записать с улицы в "самураи" или "рыцари".
Казачество было практически полностью уничтожено советской властью на протяжении 20-го века.
Вот здесь Владимир Мелихов, один из последних оставшихся казаков, рассказывает о том, что же в действительности было уничтожено - культурная преемственность и система институтов (идущих от традиции военной демократии). Казаки - это не папахи, нагайки и шашки, а традиции, культура, институты.
! Орфография и стилистика автора сохранены