"Доселе у всякого креакла Руси была одна головная боль – Крым. Но теперь Крымов стало два!" – сразу после премьерного просмотра фильма "Крым" сформулировал свое мнение по сему поводу журнал "Максим". Да, похоже, так и есть. Крым один, а позора и проблем море. Чуть ли ни в день премьеры Интернет заголосил воплями возмущения. В данном случае уже не только способом "присоединения", сколько качеством "киношедевра". Возмутились даже патриотически настроенные комментаторы. Ну, конечно, за исключением одноглазников, которые кроме "крымнаш", "не троньте святыню" и прочих односложных кричалок, ничего более вразумительного в поддержку детища Пиманова сказать не смогли. Я перечитала массу комментариев и рецензий, в пору было схватиться за голову. Казалось, комментировать нечего. Все высказались... Но вот фильм про Крым дошел и до немецкого зрителя/комментатора. Статьями об этом разразились такие видные издания Германия, как "Zeit" (Die Krim ist unser!"), "Die Welt" ("Krim" – die Liebesschnulze zur Annexion"), Frankfurter Allgemeine Zeitung (Die Kultur soll eine Waffe werden), Deutschlandfunk Kultur (National-konservative Kehrtwende in Russland).
Начнем с журнала "Zeit", не мудрствуя лукаво, автор (Alice Bota) назвала статью "Крым наш!" ("Die Krim ist unser!"). Читаем (далее вольный, но очень приближенный к оригиналу перевод отрывков из статьи):
...Режиссер Пиманов заявил, что кино это совсем не про политику, а "про любовь". Под титульным названием зритель читает приписку "любовь сильнее ненависти". Возможно. Но настораживает то, что режиссер Пиманов является шефом медиахолдинга Министерства Обороны России "Красная Звезда", а сам министр Шойгу (совершенно случайно) его старый друг. Если министр обороны имеет к фильму отношение, если его Министерство и государственные органы финансировали кино, если элита от политики и шоубизнеса тожественно праздновала премьеру в Кремле, напрашивается вывод – фильм вряд ли только "про любовь".
Далее автор статьи пишет, что сюжет о любви миролюбивого Саши из Крыма к активистке Майдана Алене лишь прикрытие, за которым прячется оправдание лжи и противоречий (русские ни причем, русские пришли спасать, русские помогали русскоязычным и т.д.), которые лезут во все щели. Все это снято для того, чтобы вдолбить россиянам в сознание легенду о героическом "присоединении" Крыма к России.
Чтобы достичь поставленной цели, авторы делают ТРИ попытки донести до российского зрителя "правильную" мысль. С экрана звучат три посыла:
Посыл первый: Крым ВСЕГДА был русским. В первых же кадрах Алена расспрашивает Сашу об исторических украинских древностях, на что Саша миролюбиво (а как еще может об этом говорить русский парень?) высмеивают эту глупость (а и правда, в Крыму только исконно русские древности, например, Бахчисарай, – прим. мое).
Посыл второй: украинцы жуткие фашисты. Алена – националистка, ослепленная пропагандой, "майданутая". Саша – разумный и сочувствующий (белый и пушисты русский спецназовец). Что происходило на Майдане, почему там собрались люди, зритель не увидит. Покажут только отдельные выстрелы снайперов, да сожженного заживо миролюбивого работника Беркута (в статье именно "миролюбивый", слово повторяется многократно – и к россиянам вообще, и к Саше – герою фильма, и вот к одному из Беркутов, – прим. мое). Да, и еще издевательства и убийства мирных граждан, едущих в автобусе в Крым. Издевались и убивали, конечно, бандеровцы.
Посыл третий – украинцы провоцировали войну с Россией. Ну, это и вовсе полнейшая ерунда: националист Микола (я еще не упоминала, что он бессовестный и майданутый?) проникает в военную часть (где, к слову служит папа Саши), чтобы расстрелять летчика и тем самым начать войну (я фильм не видела, от такого поворота в полном шоке. Назвала бы это не ерундой, а полной чушью – прим. мое). Но русские смогли избежать кровопролития...
Чтобы снять это "честное" кино и рассказать "правду" о тех событиях, режиссер получил 5.8 миллионов евро (по сообщениям сайта "Медуза"). В России придают огромное значение искусству, которое должно быть патриотическим...
В заключении журналистка написала, что в маленьком кинозале в Москве, где она смотрела этот киношедевр, в самом средине показа один за другим вышли из зала два мужчины, а в конце и без того незаполненный кинотеатр был практически пуст. Так почему же соскочили со своих места ВИП-ы из политической элиты и шоубизнеса после премьеры в Кремле? Автор предполагает, что они едва могли дождаться конца фильма, чтобы скорее встать.
Вторая статья, которую я упомянула, вышла в журнале "Die Welt" 19 сентября и называется она "Крым"- любовный сентиментально-слащавый кич про аннексию" ("Krim" – die Liebesschnulze zur Annexion). Типа любовный соус к теме про оттяпавание полуострова.
"России необходимо патриотическое кино", – сказал Путин консервативному министру культуры Владимиру Мединскому. Тем, кто хочет иметь представление о реальной истории и о Крыме (у автора в статье эти люди обозначены, как "мечтатели и вольнодумцы"), тут делать нечего. Историю в Кремле зачеркнули. От начала и до кинозала... все чистая пропаганда: Россия всегда в окружении врагов. Вот именно такое кино и сделали по заданию Мединского. Если коротко, совсем в двух словах, то ситуация сложилась так: Украину захватили фашисты и Россия спасала (от фашистов!) что могла – хотя бы Крым.
В Киеве мирная революция? НЕТ. Это государственный переворот! Захват Крыма? Ну что вы, просто "возвращение в родную гавань". Война России с Украиной на Донбассе? О чем речь? Это гражданская война украинцев с украинцами.
Автор статьи напоминает успешно показанный в 2016-ом году фильм "28 панфиловцев", в котором рассказано о "подвиге" 28-ми советских солдат, остановивших под Москвой силы Вермахта. История уже давно признана полностью выдуманной самими же российскими историками. Но фильм преподнесли зрителям, как истинную правду (!!!). "Тот же, кто подвергнет сомнению подвиги наших предков, будет гореть в аду". Вот такой посыл был послан российскому зрителю. И не думай усомниться. И ладно бы кино. Но ведь в России сотни улиц названы именами выдуманных (несуществующих) героев.
Но если история про "28 героев" – дела давно минувших дней, миф, ставший историей, то события аннексии Крыма еще не забылись. Но с помощью этого кино, они укладываются в определенную картинку, соответствующую интерпретациям Кремля, уходя от реальности (и не смей усомниться!). Министерством образования России фильм "рекомендован" к просмотру во всех школах и других учебных заведениях.
Остальные статьи на немецком пересказывать не буду. Все они в этом же ключе. Что радует. В Германии в известных СМИ работают адекватные журналисты и редакторы.
Закончить хочу цитатами из российского "Максима", с которого и говорить"за Крым". Кто же там свои, а кто чужие? Как различить? Ни по внешнему виду, ни по языку, на каком они говорят (а говорят, все, включая явного бандеровца Миколу, на чистом русском) не понять "кто есть кто". "Авторы фильма осознавали такую проблему, поэтому нашли простой выход: все "наши" (то есть миролюбивые и вежливые российские военные) – красивые, стройные, солнцеликие арийцы. А все "не наши" (то есть бандеровские украинцы) – скользкие лицемерные фашисты. Вот так весь фильм и воюют "арийцы" с "фашистами". Боюсь, такую формулировку в Германии "не догонят".
Ну и в финале хочется сказать: "...партийное чутье подсказывает, что вся страна будет пересматривать "Крым" на 23 февраля еще много миллионов лет! Ведь смотришь ты такое кино и от гордости лопнуть готов: отныне и вовеки не только Крым наш" (журнал "Максим").
P.S. Втексте моего практически ничего. Только перевод. И цитаты. Кое-где в скобках пояснения, и все... Но высказаться все же хочется. Мне лично кажется, что фильм поставили:
во-первых, чтобы напомнить (не забудем, не простим!), а вдруг начали забывать...
во-вторых, чтобы расставить все точки в нужных для Кремля местах (в вдруг кто-то не понял)...
в-третьих, чтобы четкостью расклада показать какие "вежливые и миролюбивые российские военные" и какие фашистские фашисты украинцы (вдруг кто-то сомневается)...
в-четвертых, чтобы было что показывать внукам, рассказывая про великого кормчего, собирателя земель русских...