Основная проблема "российских либералов", т.е. так называемых "русских европейцев" (термин Достоевского-Ходорковского), а ещё точнее — самого вестернизированного слоя среди сторонников демократических принципов из число интеллигенции и среднего класса, в том, что они/мы социокультурно самодостаточны, но их/наши ценности "зеркальны" по отношению к архаическим ценностям у других, сомасштабных по цивилизационному влиянию групп, "феодальных" у "аппарата" и "племенных" у народных масс.
Ценности, генерируемые рослибами, объективно разрушительны для социализации других групп. Прежде всего, это постоянное стремление к разрушению (деконструкции) государственной мифологии, которая суть — основа коммуникаций управляемых и управляющих.
Приведу три примера.
Либерально-интеллигентская борьба с гомофобией, апофеозом которого стало отстаивание балета "Нуреев". По мере перемалывания в современных урбанистических центрах примитивных этосов социальных (пролетарско-криминальных) низов, происходит распад "народной" гомофобии, принесённой из советского послевоенного тюремно-лагерного ада.
Однако следующим последствием этого становится вовсе не легализация однополых браков, путь к чему займёт десятилетия, а демонтаж культа маскарадно-милитарной мускулинности, а самое главное — ослабление такого рычага "дисциплинирующего" воздействия на полумиллионную армию арестантов, как угроза насильственных стигматизирующих гомоэротических ритуалов силами актива и администрации... И тут совпадают "классовые интересы" криминала и тюремщиков — парализующий страх изнасилования, с его вечным стигматизированием, помогает низшим стратам криминала надёжно контролировать подростково-молодёжную среду.
Разумеется, немаловажную роль гомофобия была призвана сыграть в редемонизации Запада, когда советские идиологемы о "загнивании капитализма" и "обнищании пролетариата" уже ничего, кроме издевательского смеха вызвать не могли. Начальство же мудро распределяло антидемократические страхи — рослибам говорили, что демократия приведёт к "фашызму", а народу — что тогда их сыновей выдадут замуж... И до декабря 2011 года все исправно трепетали...
Либерально-интеллигенское кокетничанье с революцией. Опытом проверено, что в условиях социально-политического кризиса революцию в России (и не только в России) может предотвратить только распространение мифологем о способности властей провести необходимые преобразования и сохранить в обществе хоть самые примитивные стандарты справедливости. Рослибы же, разочарованные властями, вместо внушения надежд на реформы начинают публично обсуждать варианты будущей революции и её "социальную рентабельность"... Конечно, часть рослибом исправно показывает свой страх перед революционным хаосом, но этот страх настолько откровенно направлен на сохранения — по прекрасному выражению Дмитрия Быкова — "вонючего уютца", что ничего кроме злорадства у "не имеющих что терять, кроме своих цепей" не вызывает.
Либерально-интеллигентский саботаж выстраиванию необходимой государственной идеологии. Поскольку Россия стала страной не только "петро-стейт", но и "ретро-стейт", то идеологию решили черпать из древностей — Рюриковичи (Иван Грозный, ставящий сыну целительную ромашковую клизму), Романовы (Матильда Кшесинская, посылающая святому царевичу исключительно воздушные поцелуи, да и то, из-за спины его папеньки)...
Или вот, например, вызвавшие настоящую истерику у Мединского издёвки над его неуклюжей ремифологизацией эпизода с "28 панфиловцами".
Конечно, любой, даже не учившийся в военной академии, но взявший за труд ознакомиться с приказами и публикациями в советских газетах на рубеже 1941-42 годов, тут же понимает, что блестящий удар по немецким коммуникациями частей 20-ой армии генерала Власова, предварительно измотавшего противника искусно выстроенной "гибкой", т.е. перемежающейся контратакам, обороной на реке Лама, был в значительно большей степени причиной обвального январского поражения вермахта под Москвой, чем один из эпизодов действительно героического сопротивления на Волоколамском направлении. Но тут как раз вновь оживились поддержанные, в т.ч. и некоторыми кругами в Патриархии, обсуждения темы оправданности антисталинского сопротивления во время Второй мировой войны, наложившиеся на приравнивание в сознании европейцев СССР к рейху в качестве виновника войны и организатора массовых военных преступлений.
К тому же, начальство перед этим раздуло культ Александра Невского, но тут могли возникнуть вопросы о сходстве его проордынской политики с последующими действиями вышеупомянутого Власова, на что, в частности, несколько лет назад во время телевизионного ток-шоу на исторические темы обратил внимание проф. И.Г. Яковенко.
Поэтому начальство вновь мудро решило вытеснить генерала Власова политруком Клочковым. А интеллигенция, в тонкостях игры не разобравшись, эти игры жестоко обсмеяла. За что и получила залпами главных пропагандистских калибров...
И тут мы подходим к главному. Современное российское общество атомизировано до неслыханных пределов, чем разительно отличается от других — крестьянских по своей культуре — социумов бывшего Союза. В России (кроме Кавказа) нет ни сохранившийся традиционных структуризации, ни современной, свойственной обществу европейского типа. "Ни два, ни полтора", если вспомнить меткое сталинское определение его оппонентов. Но как компенсация такой атомизации идёт формирования "групп своих" внутри которых действует стабильный этос солидарности, та самая ненавистная антилибералам "рукопожатность". За пределами же этой группы нет никакой солидарности, там — "тьма внешняя, где плачь и скрежет зубов". Окружение вызывает страх, брезгливость и отвращение... Об этом замечательно написано в блестящей работе американского профессора Алексея Юрчака "Это было навсегда, пока не кончилось. Последнее советское поколение", где детально описывается позднесоветский социум.
И мы видим, что перед нами классическая древняя (или раннесредневековая) империя, состоящая из конгломерата племён, ибо каждая такая "группа своих" — это квазиплемя.
И этих "племён" — множество, знаменитый исследователь социологии российской администрации проф. С.Г. Кордонский только в нынешних властно-силовых структурах насчитал десятки "сословий" (созданное государством аппаратное "племя" он обозначает как "сословие").
Попробуем найти аналог нашей империи. Очевидно, что в прошлом она была не просто жёстко централизована, но и предельно жёстко идеологизирована. Поэтому её предыдущее агрегатное состояние лучше всего описывает Византия (Второрим) — первая в истории мессианская империя, от религиозных чисток и религиозных "поворотов все вдруг" в которой население тянулось к веротерпимым персам и арабам.
Но дальше происходит деидеологизация, сравнимая только с приходом к власти императора Юлиана Отступника.
В нашей реальности он очень быстро погибает на очередной войне с персами.
Но если представить, что история даёт ему завершить дело до конца, вернув Восточноримскую империю к западноримскому философскому язычеству, то мы получим нечто очень похожее на нас — полиплемённое (в социальном смысле) государство, духовно соединённое только культом императора-чудотворца, восхищением великой историей и непрерывными победами (в боях всё за ту же Пальмиру и всё за тот же Херсонес), а также чувством превосходства над варварскими племенами за кордонами державы... Такая Антивизантия, в которой самой утончённой философией полагают стоицизм, настоянный на неоплатонизме, но на периферии интеллектуального сословия постоянно возникают гностико-манихейские культы, среди которых таится ставшее вновь оппозиционным христианство...
Но описанная мною полиплемённость ощущается массами как проблема, которую надо решить. Все перебираемые рецепты довольно тривиальны: создать культ обожествлённого при жизни цезаря; вернуть "христианство", но уже в управляемом виде; придумать новую — "византийскую нацию" и призвать присягать ей на верность...
Пресловутые 86% — это именно истерическая реакция социума на свою разобщённость и на отчуждённое презрение со стороны высших страт. 86% — это тот объём жидкости в пробирке, который окрасился от действия реактива (энозиса Крыма). Остальные жидкости (очень разные) на реактив не среагировали... Но это единение оказалось гранфаллоном (ложной общностью — согласно дефиниции из "Кошачьей колыбели" Курта Воннегута-мл.), поскольку новое единство не было подкреплено солидарными действиями власть имущих. Ответом на разочарование, как всегда бывает в сходных случаях, стало распространение очередной "сотерологической" ереси, в нашем случае — навальнианства... Я бы даже ввёл в оборот термин "осаннической" (Осанна — "спасай, давай") как уже совершенно магическое восприятие учения о спасении через веру и её харизматического воплотителя, которое и принято обозначать как сотерологические религии и доктрины.
Осанническое движение способно сменить и власть и даже режим. Например, ельцинианское движение 1988-91 годов: свалить 73-летнюю тоталитарную систему одним произнесением речи с танка — это похоже на захват Храмового притвора Га-Ноцри*.
Но что будет "за углом" истории? После путинизма? Ведь соединение микроплеменного социума в единую нацию окажется не менее сложной и актуальной проблемой, чем знаменитая "борьба с инфляцией", научиться которой "Мак Сим" обещал Страннику-Сикорски** в ходе своей драки с ним...
Мир знает несколько вариантов решения. Всеобъединяющая тоталитарная или революционная доктрина, появление которой вызывает настоящую эйфорию, как, например, это произошло после победы Гитлера, или истерический культ Ленина, возникший в момент его ранения (умирающие и воскресающие боги — поэтому через 35 лет, чтобы избежать новых крайностей, сталинские диадохи специально вставляли в бюллетени откровенно профанирующие сводки о состоянии мочеиспускания уже покойного генералиссимуса).
Патриотический экстаз национального освобождения или победы над историческим врагом. Но это — очень временное и ненадёжное средство...
Испытанные для демократии средства — церковь и партии, выполняющие социальные функции секулярных партий.
Эпопея с Исаакием, баталии вокруг точечной церковной застройки в московских парках и "Матильда-джихад" настолько ярко и всесторонне показали нынешнее положение православной церкви, что уже можно констатировать полный крах родившихся полвека назад упований на "религиозное возрождение" как на социальную панацею...
То, что отлично сработало в послевоенной Западной Германии, у нас не получилось, ибо правильно говорят в народе: "что немцу — здорово, то русскому — смерть"...
Надо оставить иллюзии, что путь к этой проблеме лежит через формирование "русской политической нации", поскольку политнацией называют уже кристаллизующиеся гражданское общество, воспринимаемое как целостность, а уже потом это общество называет себя нацией. Завидующим израильской консолидации советую обратить внимание на то, что частота нападений на солдат в ультраортодоксальных еврейских кварталах и поселениях приближается к уровню арабских нападений, и на негласное выделение иерусалимских районов иудейских ортодоксов ("досов") в отдельный субмуниципалитет, как это уже произошло с арабскими районами.
Полагаю, что единственный остающийся вариант — это пройти тот путь, который Запад проходил с 1848 года — создание больших свободных партий, соединяющих людей и интересами, и ценностями, т.е. играющих социальную роль своеобразной "секулярной церкви".
Такие партии реально должны быть многочисленными (что бы всегда быть выше уровня "сектантской планки") и постоянно активными, а не только пробуждающимися от спячки в околовыборный период. Возникнуть такие партии могут лишь в периоды революционного движения (накануне победы и после неё). Что возвращает нас к теме интеллигентского калькулирования издержек и плодов революции, подобного тому что ведётся актрисой Лелей Гончаровой — героиней "Списка благодеяний" Юрия Олеши.
Что же касается судьбы "племени" рослибов, то ему — как его историческим аналогам — предстоит временно стать в этих церквопартиях — клиром, "жреческой корпорацией", а проще говоря, "книжниками и фарисеями".
* Между прочим, иудейскому "салафиту" — мятежному галилейскому раввину Иегошуа буквально одного движения пальца даже, а не слова, было достаточно, чтобы толпа полностью заняла Храм, растерзала римский гарнизон (именно это и случится ровно через 33 года — в мае 66), а затем завершила коронационный ритуал, начатый провозглашением Машиаха бен-Иосифа — Машиахом бен-Давидом: крики народа "Спаси нас, сын Давидов!" — это и есть начало иудейского ритуала провозглашения Царя-Мессии. И размахивание ветвями, положенное при обряде Гошана Раба ("Великая Осанна"), только обычно совершаемого в октябре/тишри (на Суккот-Кущи), а не в апреле/нисане (на Песах).
** Оценил Ф.С. Бондарчука — превратить потную озлобленную потасовку немца с поляком*** из романа Стругацких в гомоэротический танец-пикап — это сильный ход!
*** Так красиво, назло советским цензорам, увековечить память и трагически погибшего в 1943 году на подлёте к британскому Гибралтару главы польского Лондонского правительства Владислава Сикорски, и великого изобретателя Игоря Сикорского, одним "Dummkopf! Rotznase!" замаскировав его под немчуру: а что пан Рудольф должен был кричать геноссе Каммереру "psia krew, fritz przekl?ty", подобно героям Анджея Вайды?