Есть в США такой закон о свободе информации (FOIA), согласно которому гражданин США может запросить у любого федерального ведомства любые документы, кроме 9 пунктов исключений (национальная оборона, правоохранительные органы, финансовые и личные документы), и оно будет обязано удовлетворить этот запрос.
Автор нескольких вышедших в том числе и на русском языке книг о террористической деятельности ФСБ на территории России мой друг Дэвид Саттер воспользовался своим законным правом американского гражданина и поинтересовался у Госдепартамента, а какой информацией о взрывах домов в России в 1999 году, проложивших дорогу к власти Путину, обладает это уважаемое ведомство.
В ответ он получил обширную подборку телеграмм, отправлявшихся посольством США в Москве в Вашингтон. В них излагалось содержание бесед американских дипломатов с российскими экспертами и политиками по интересующему Дэвида вопросу. Имена дипломатов указывались, а имена их российских собеседников в присланных копиях были замазаны.
Общий тон высказанных ими мнений наиболее точно отражала реплика одного из них:
"Story of the Ryazan affair will never be known because the truth would destroy the country." ("Правду о рязанских "учениях" мы никогда не узнаем, потому что она разрушила бы страну").
Упорный Дэвид в повторном запросе попытался уточнить, а к каким же все-таки выводам относительно взрывов домов пришел тогда сам госдепартамент и американское правительство в целом. В ответ ему сообщили, что вот эта информация как раз подпадает под одно из 9 исключений FOIA и разглашению не подлежит.
И обосновывалась эта позиция замечательной фразой, которая объясняет очень много в политике всех американских администраций последних 18 лет:
Release of this classified information has potential to inject friction into, or cause serious damage to our bilateral relationship with the Russian Government whose cooperation is vital to U.S. national security.
Читающие по-английски оценят изящество этого пассажа, а я переведу его прагматичный (циничный?) подтекст:
Да, мы прекрасно знаем, что дома были взорваны российскими спецслужбами по приказу высшего российского политического руководства, но никогда не заявим об этом публично. Потому что это не понравилось бы нашим российским партнерам и ухудшило бы наши двухсторонние отношения. А сотрудничество с РФ жизненно важно для интересов американской безопасности.
Ну взорвали там русские несколько сотен своих граждан. Ну и что? Как эти русские сами любят говорить, ихние бабы им новых нарожают. Главное — это интересы американской безопасности.
Прошло 18 лет. С тех пор "русские", которые взрывали дома в Москве и Волгодонске и пытались взорвать дом в Рязани, вошли во вкус и убили десятки тысяч людей в своей стране, в соседних странах и в далекой Сирии.
В апреле 2013 году эти замечательные "русские", сотрудничество с которыми так живительно для интересов американской безопасности, добрались и до территории США. Бостонский взрыватель — Т. Царнаев — был заряжен ими во время 8-месячной стажировки в ФСБ (январь — август 2012 года).
Царнаев-старший, не скрываясь, отправился из США в Россию через аэропорт Шереметьево, зная, что Москва официально предупреждала американцев: Царнаевы связаны с исламистами, и его по этому поводу дважды в США допрашивали.
Царнаев никогда не решился бы это сделать, если бы не был абсолютно уверен, что в России он будет в полной безопасности. И действительно, под наблюдением ФСБ он путешествовал по Кавказу, встречался с активистами подполья (несколько человек демонстративно ликвидировали после этих встреч). Сам же T. Царнаев остался жив и невредим, спокойно вернулся в Москву и благополучно отправился в США навстречу своей судьбе.
Когда же уже после бостонского теракта в Москву прибыла делегация сенаторов США посотрудничать с российскими коллегами в деле расследования, коллеги послали сенаторов на три, а их англоговоряшие помощники сразу на четыре буквы, заявив им: никакого Царнаева в России в 2012 году не было. А один из американских дипломатов, сопровождавших делегацию, стал жертвой провокации ФСБ: ему предложили передать секретные сведения о Царнаевых и затем картинно задержали под телевизионные камеры.
Американское руководство, американские правоохранительные органы наверняка знают правду об организаторах бостонского теракта. Однако они не решаются взглянуть этой правде в глаза — слишком чудовищна она и слишком серьезных потребовала бы выводов и действий. Правду о бостонском марафоне, также как и "рязанских учениях", мы тоже никогда не узнаем.