Наша ТРЕТЬЯ развилка.

Какая развилка? Мы никуда не движемся и двигаться не собираемся! У нас же полный стабилизец!

Да нет, движемся. Медленно сползая вниз. При этом я согласен с А.Мовчаном, что так сползать мы можем сравнительно долго, точнее, - могли бы, но при неизменных обстоятельствах. Подчеркиваю — медленно сползать, с постепенно падающей покупательной способностью населения, промышленостью, инвестициями, уровнем жизни, надеждами, перспективами и т. д. по списку. И не дай Бог — какие-либо улучшения и подъемы — они тут же выведут систему из равновесия! Это как стлевшая, сгнившая ткань — вроде бы цела, но от любого усилия в любой точке и в любой момент может лопнуть — а дальше расползается вся сразу и неостановимо.

Беда в том, что обстоятельства не поддаются заклинаниям и меняются. Радикально сокращая и без того далеко не бесконечное время существования системы.

И мы все — люди в России, страна, государство — в принудительном порядке оказываемся перед развилкой, в точке выбора пути в завтра. В очень плохой точке: с нулевым опытом (ну, это, впрочем, всегда так!), на руинах еще-пока-настоящего и в отсутствии ориентиров. Еще раз по слогам: НА РУИНАХ. Потому что когда истлевшая ткань поползет, она рассыплется от слова ВСЯ.

Мы ни такого масштаба и глубины развала, ни развилки еще не проходили. Во всяком случае, на нашем веку.

В отличие от очень многих, я считаю, что никакой развилки в 1990-х гг. не было: все, кто хоть чего-то хотел помимо "вернуть всё взад", все хотели просто "как-на-Западе", притом что если кто и знал, как-там-на-Западе, то, во-первых, отрывочно, во-вторых, сугубо теоретически, а в-третьих и в главных — ни у кого собственного опыта жизни как-на-Западе не было. И то, что получилось, в принципе, было почти неизбежным (что ответственности с моего поколения не снимает).

Но при всех проблемах того времени было все же два важнейших "стабилизатора": был пример, образец - "Запад" - и консенсус устремления к нему и, что не менее важно, была страна, более или менее, но обеспечивавшая сама себя (последствие советской автаркии) — всё-таки 85% потребляемого (какого качества и насколько отсталого - уже вопрос второй, хоть и очень важный) страна производила сама. Сочетание этих двух "стабилизаторов" позволило проскочить просто по инерции самый тяжелый период развала — вспомните, кто постарше: денег не было или были, но ничего не стоили, но был бартер, какие-то невероятные обменные операции, море всего банально разворовывалось… чтобы тут же попассть на всё тот же "рынок" … и наполовину никому не нужная продукция производилась, менялась на нужное — и все трудно, но выжили.

Колоссальный, разваливавшийся на ходу, но безумно инерционный маховик еще советской экономики продолжал крутиться — и связывал страну в более или менее единое целое технологическими, хозяйственными и человеческими связями куда прочнее всех договоров об СНГ и внутрироссийских федеральных договоров вместе взятых.

Сейчас ситуация принципиально иная: мы производим внутри России всего-то 15-20% того, что потребляем — пирамида перевернулась и до крайности шатко стоит на вершинке. И нет того маховика, чтобы в момент уже неизбежного развала, рассыпания "прокрутить" шестеренки и вытащить на хоть какую твердую почву. Равно как нет и тех плотных, стягивающих воедино связей, что были в 1990-х гг.

Именно поэтому обрушение нынешней системы с огромной степенью вероятности повлечет за собой и развал страны на более и менее крупные осколки (хорошо, если не сразу в песок!).

Попытаться сохранить единство страны (или ее пресловутую "территориальную целостность" - привет ст. 280? УК РФ!) - а как? Гражданскую войну затевать?

Нет, тут уж придется насельникам каждого из осколков льдин выкручиваться самому. Как уж кто сможет. Честно говоря, кроме как для центра России я вообще хоть сколько-либо приличных шансов не вижу. Только даже если здесь что-то удастся, никому помочь не сможем. И это эгоизм или пренебрежение — просто не сможем, сил на это точно не будет.

О дальнейших перспективах и шансах я уже не раз писал.

И о том, что ни на каком осколке льдины никакие "коалиционные соглашения" (даже никакое "возьмемся за руки, друзья!") не прокатит: коалиции и союзы хороши для стабильных ситуаций, но не для аховых — когда надо что-то подправить, равнодействующая усилий пресловутых лебедя, рака и щуки как раз и дает ту самую поправку, но чтобы вытащить из топи — хоть куда-то! - тащить нужно хоть в каком, но одном направлении!

И о том, что в принципе это условие "целенаправленности" может быть достигнуто либо "военным коммунизмом", т. е. жесткой, даже жестокой централизованной мобилизацией (не суть важно, левой, коммунистической или право-консервативной, фашистской), когда некий центр принудительно заставляет всех шагать в ногу, либо "либеральной мобилизацией", когда власть действует прямо обратным образом, снимая все всё равно неисполнимые гарантии и обязательства, но предоставляет максимально полную свободу гражданам выбираться самим, мобилизуя их самих на "спасение утопающих — дело рук самих утопающих", обеспечивая лишь минимум безопасности и порядка (все равно на большее в момент развала сил и ресурсов не будет). Да, каждый сам, трезвея, прочухиваясь, собирая мысли и, простите за пафос, мужество. Заставляя себя возвращаться к человеческой жизни из растительной.

И о том, что я убежден, что цетрализованная мобилизация, "военный коммунизм" - это тупик, она позволяет распределять тающий пирог, но неспособна на движение куда-либо вперед,…

А вот теперь — о самом главном: в этот раз нам выпало оказаться на принудительной развилке и с полным веником в головах в тот самый момент, когда никто в мире до конца не понимает, где этот "перёд". Потому что наша развилка пришлась аккурат на тектонический сдвиг в истории цивилизации. Когда никакой определенности с завтра нет — весь мир в точке исторической бифуркации.

А потому — уже только по этой причине — шагать строем безнадежно. Разве что назад, в пещеры: туда дорога известна — проходили.

А путь в неведомый вперед — это личные инициативы каждого, личный риск и личная же ответственность. То есть именно то, о чем "либеральная мобилизация".

Из десятков тысяч вариантов- "стартапов", глядишь, и сложится, сыщется, соберется это ЗАВТРА. Только из десятков и сотен тысяч, а не из двух-трех: тут КПД будет ниже паровозного. А из каких конкретно — это как мышка хвостиком махнет, как бабочка на бочок сядет…

Страшно? Еще как! Вот только выбора нет. Потому что время линейно и векторно: из вчера в завтра.

Да, можно остаться. На положении папуасов из Новой Гвинеи в XX веке. Особенно, если в джунглях и бананы сами в рот падают. А в наших Палестинах вряд ли: холодно, голодно…

Наверное, ушедшие в завтра благодетели из гуманизма помереть не дадут (не факт, но вероятно). Но как-то неуютно на подачках-то.

P.S. Самое важное, что нужно зарубить каждому из нас себе на носу уже сегодня: то, о чем здесь написано, не МОЖЕТ БЫТЬ, а ОБЯЗАТЕЛЬНО БУДЕТ. Мы у себя сами доигрались в посторонних постояльцев. И мир меняется — сдвиг.

Чем сердце успокоится — понятия не имею. И никто не имеет. Только ждут нас тугие времена. Хотя, кому как! По мне тугие так лучше, чем ватно-болотные: хоть азартно и интересно. А что голову сложить запросто — так и так ведь сложим.
 

Сергей Шаров-Делоне

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены