После местных и региональных выборов 13 сентября, которые, по остроумному выражению журналиста "Профиля" Дениса Ермакова завершились для оппозиции "ложкой яблочного сиропа", пришло время подводить итоги и возмущаться.

Лидер демократической оппозиции в России, кандидат на пост президента России в 2018 году Г.А. Явлинский в субботу на заседании Бюро "ЯБЛОКА", после обстоятельного обсуждения, назвал положительные результаты партии минимальным успехом даже при самом благожелательном отношении к результатам несвободных выборов.

Что же касается протестов, то вчера в Москве прошёл митинг против несменяемости власти. В нём приняло участие несколько тысяч человек. Это – хороший результат. Теперь нужно понять – для чего "хороший".

В 2018 году – президентские выборы. 18 сентября 2016 года – выборы в Госдуму России, а также выборы в местные и региональные органы власти.

Граждане, которые справедливо считают, что власть несменяема, могут принять участие в смене власти - превращении несвободных выборов в свободные. Своими личными усилиями.

В Москве примерно 3.600 избирательных участков. На каждый участок "ЯБЛОКО" в соответствии с избирательным законом может поставить как минимум 3 человек (член УИКа с совещательным голосом, наблюдатель, корреспондент газеты "ЯБЛОКО" России). Если иметь в виду резерв, то всего нужно как минимум 12.000 человек.

При этом "ЯБЛОКО" проводит обучение и приглашает записаться контролировать выборы всех желающих это сделать – вне зависимости от того, поддерживает человек "ЯБЛОКО" или нет.

В нашей демократической столице, страстно желающей сменяемости власти никогда не удавалось закрыть 100% избирательных участков, поставив хотя бы по одному человеку на каждый. Лучший результат был на выборах в Госдуму России в 2011 году, когда закрыли примерно 1.800 участков из 3.600. На остальных начальство делало, что хотело – желающих контролировать выборы не нашлось.

И такая история повторяется раз за разом – в 12-тимиллионном городе, несмотря на все призывы, невозможно найти 12.000 человек для контроля выборов. Даже 1 человек из 1.000 не готов приложить силы к "сменяемости власти".

Прошёл митинг. На него пришло несколько тысяч активных людей. Он завершился. И что дальше? Какие действия?

Кто в нашей стране не знает, что не только пришедшим тысячам, но и миллионам нужны свободные и честные выборы? Граждане? Подлое российское начальство? Все об этом знают.

Несколько тысяч активных людей в Москве – это огромное цифра, если бы все эти люди приняли решение контролировать выборы. Имеющая качественное значение для Москвы, которая является одной из ключевых электоральных баз для демократической оппозиции.

Но это ничтожная величина для того, чтобы заставить начальство изменить своё отношение к выборам – сделать их конкурентными. Для этого нужно, чтобы на улицы выходили сотни тысяч и миллионы. Этого нет, и в ближайшее время точно не будет.

Есть активное меньшинство и пассивное большинство. Если активное меньшинство считает, что после протестного митинга можно считать свою задачу выполненной, дальше можно расположиться на "протестном диване" и в протестном сегменте интернета, то это – путь в никуда.

Там, где активное меньшинство действительно много весит – при контроле выборов в Москве, его в достаточном количестве нет, и никогда не было. Изменится ли что-нибудь на этот раз или дело опять закончится "протестным диваном" с подушкой из поросёнка "нах-нах"?

Алексей Мельников

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter