Для меня, конечно, в ходе этой предвыборной кампании стало очевидным, что никаких "86% поддержки власти" в принципе не существует. На широком массиве территорий, в глубокой провинции, большой объем коммуникации с простыми людьми показывает, что:

1) Путин Путиным, а реальное управление в России осуществляется совсем по-иному, Путин в этом никак не участвует, и вот как раз местная власть, а самое главное - укоренившаяся за 15 лет монопольная система управления, людей сильно достала. Пока что все это прикрывается телевизионным нагоном про "Путина и его международные приключения", но недовольство людей очень заметно.
2) Украинская тема, Крым, Донбасс вообще не имеют значения. Это маргинальные темы, которые людей в целом вообще не волнуют.
3) Путина в целом, действительно, поддерживают, но как такого далекого "посла России в мире", который где-то там защищает какие-то наши "интересы". Между тем, разрыв между поддержкой Путина и отсутствием поддержки реальной власти на местах и поддержки самой системы власти, выстроенной Путиным, огромен - это та брешь, в которую оппозиции нужно целиться.
4) Да, пассивность и неверие в возможность изменений к лучшему у людей велики, это трудно отрицать. Задача политиков - эту пассивность преодолеть и людей расшевелить. Посмотрим, насколько это удастся в конкретных цифрах, но судя по многим признакам на сегодня - это вполне достижимая задача.
5) Единая Россия - абсолютно мертвый бренд, это как монархия в 1917 году, никто за нее не выйдет никуда, зато как раздражитель это название действует мгновенно. Непонятно, как они будут поднимать этому трупу веки на выборах Госдумы 2016 года.

В общем, для меня эта ситуация выглядит похоже на 2011 год, когда все социологи предсказывали "бизнес as usual" и уверенную победу партии власти на думских выборах, а я предсказывал совершенно иное.

Меня Маша Гессен пыталась на эту тему подколоть на конференции в Таллинне - ха-ха, как же так, не верить профессиональным социологам, а верить политикам. Но в реальности социологи звонят одним и тем же бабушкам по выборке раз в месяц, которые отвечают одинаково, а политики на земле работают и реальные настроения чувствуют. Еще раз: вспомните 2011 год, который никакие социологи не предсказали.

Ну и, конечно, очень радует то, что давно пропагандируемая нами с коллегами стратегия "идти в регионы, участвовать в выборах всех уровней, работать с массовым избирателем" наконец-то стала мейнстримом в оппозиции, и споры по этому поводу прекратились. Мы действительно очень рады этому и всячески готовы вносить в эту стратегию свой вклад.

Владимир Милов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены