Пока лидеры российской оппозиции не поймут, что игра по навязанным властью правилам — это игра в поддавки, режиму Путина ничего не угрожает. Только несогласованные акции и запрещенные действия могут что-то изменить в стране.
Мне часто возражают: отказ от согласований вызовет репрессии, любой такой протест будет подавлен и т.п. Очевидно, что советская система была еще более репрессивной, чем путинская. Однако диссиденты игнорировали ее запреты и шли на открытую конфронтацию с режимом. Они умели совершать мужественные поступки, разрушающие атмосферу страха и апатии в обществе.
Приведу только три хорошо известных примера таких поступков (все их знают, но напомнить не грех).
1965-66 годы. Дело Синявского и Даниэля.
Два писателя вопреки запрету властей нелегально публиковали под псевдонимами свои произведения на Западе. Они понимали, что их рано или поздно поймают и посадят. Но это писателей не остановило. Их процесс стал началом диссидентского движения и фатального для советской власти конфликта с интеллигенцией.
1968 год. Демонстрация против ввода войск в Чехословакию.
Семь демонстрантов, вышедших на Красную площадь в знак протеста против вторжения в Чехословакию, тоже нарушили все советские правила и угодили в тюрьму. Они не только спасли честь российской общественности, но и продемонстрировали людям, что есть иная, противоположная официальной, точка зрения на происходящее. После этой демонстрации и других подобных акций диссидентов многие советские граждане стали сомневаться в правильности агрессивной политики их страны.
1970 год. "Самолетное дело".
Шестнадцать отказников во главе с Эдуардом Кузнецовым и Марком Дымшицем закупили билеты на маленький самолет, чтобы угнать его в Швецию. Цель этой акции — привлечь внимание к отсутствию у советских людей права свободного выезда из своей страны, в т.ч. для репатриации в Израиль. Все ее участники были арестованы. Последующий уголовный процесс над ними вызвал масштабный международный скандал, заставивший весь мир говорить о проблеме отказников. В результате власти СССР были вынуждены уступить и начали в массовом порядке выпускать евреев в Израиль.
Были и тогда среди диссидентов "премудрые пескари" типа Роя Медведева которые выступали против запрещенных форм деятельности и призывали к поиску легальных схем взаимодействия с властями. Но большая часть диссидентов на эти уговоры не поддавалась.
Я не политик. Никого ни к чему не призываю, просто пытаюсь анализировать ситуацию. Пишу о том, что вижу ("большое видится на расстоянии"). А вижу я полную бесперспективность нынешней тактики согласований, основанной на страхе лидеров оппозиции выйти за флажки, поставленные властью.