Несмотря на то, что главным информационным поводом минувшей недели было объявлено путинское послание Федеральному собранию, в котором он внезапно обнаружил находящийся в Крыму духовный исток России, все внимание российских СМИ, тем не менее, было связано с Юго-Востоком Украины. Но это внимание к Украине у разных СМИ было частью принципиально разных процессов. Одни пытались внимательно прислушаться и всмотреться, понять происходящее, другие смотрели через прорезь прицела.
Сначала о первых, поскольку таких СМИ в России очень немного. В "Новой газете" от 8.12.2014 опубликована статья Павла Каныгина "Управляемая весна", в которой журналист дает довольно оптимистичный прогноз развития событий. "Бурная "володинская весна" Крыма на Востоке Украины закончилась тихой "сурковской осенью", - пишет автор. – "В Кремле окончательно отказались от идеи независимости ДНР и ЛНР. И как отметил наш собеседник, близкий к проекту "Новороссия", желают "втолкнуть республики обратно в Украину на условиях какой-либо автономии".
Журналист сообщает, что "сразу три источника "Новой" - в администрации президента, в правительстве и непосредственно в ДНР и ЛНР – подтвердили: о независимой Новороссии можно забыть. "Вталкиванием" восточных областей обратно занимается Владислав Сурков (помощник президента РФ)".
Нет оснований не доверять информации "Новой". Похоже, что Кремль (возможно, отдельные его башни) – увидев порожденного ими небольшого, но крайне прожорливого, крикливого и пахучего монстра, решил "родить этого уродца обратно", а точнее, запихнуть чудо-младенца вместе со всеми его проблемами соседу. Есть некоторые сомнения, что эта невиданная в истории акушерства процедура, может быть реализована так, как задумали кремлевские политтехнологи. При всех талантах манипулятора, Сурков успешно решал проблемы в условиях анемичного российского социума. На Юго-Востоке Украины, да и в России разбужены силы, с которыми сурковскими методами справиться вряд ли удасться.
Эти силы сегодня обильно представлены на федеральном российском телевидении. Никакой тихой "сурковской осени" там нет. Сплошная "володинская весна", только в отличие от крымской кровавая и явно не желающая прекращаться и вписываться в календарные рамки. Ярким примером такого весеннего обострения может служить программа Евгения Попова "Специальный корреспондент" от 5.12.2014 на России – 1.  По концентрации ненависти на единицу эфирного времени эта программа стала бесспорным лидером на минувшей неделе, обойдя такие фабрики ненависти как "Воскресный вечер" Владимира Соловьева, "Воскресенье" Петра Толстого, "Список Норкина" и "Вести недели" Дмитрия Киселева.
Запалом для разжигания стал фильм Александра Рогаткина "Хлеб Первомайска", в котором был собран вполне традиционный набор из нескольких трупов, разрушенных зданий, пожилой женщины, которая шепчет: "Этого Порошенко надо расстрелять… казнить… по частям…". Но главный пафос фильма – голод: 250 граммов хлеба в сутки на человека. Автор фильма, Александр Рогаткин, сравнивает ситуацию, в которой оказались жители Первомайска с голодом в блокадном Ленинграде, что производит впечатление кощунства. В студии "блокадный" Первомайск представляет вполне справный и полный сил мужчина – мэр Первомайска Евгений Ищенко, который вполне успешно добрался из "блокадного" города в московскую студию России – 1, и, судя по его словам, в ближайшее время собирается обратно. В фильме показано, как машина с хлебом без всяких проблем попадает в Первомайск с территории России. Мэр Ищенко сообщает в студии о том, как они "с автоматами расстреливали самолеты" и о своей непримиримой готовности воевать с Украиной до полной победы. При этом, по убеждению мэра Ищенко именно эта преступная Украина, с которой он так успешно воюет, почему то должна снабжать его продовольствием. К сожалению, в студии не нашлось никого, кто спросил бы Ищенко, не видит ли он в этом противоречия…
Впрочем, спросить что либо не то, или сказать то, что не запланировано в студии России – 1 практически невозможно. В этом лишний раз убедились те, кого пригласили в качестве врагов народа для публичного избиения. Пятую колонну представляли российские политики Борис Надеждин и Владимир Рыжков, украинский политолог Олеся Яхно и директор информационного центра НАТО в Москве Роберт Пшель. Впрочем, Владимир Рыжков мгновенно отмежевался от пятой колонны и перебежал на сторону подавляющего большинства, заявив, что фильм Рогаткина "снят страшно и честно, он описывает то, что есть". В дальнейшем Рыжков постоянно демонстрировал, что, несмотря на клеймо демократа и либерала, он вполне способен вписаться в путинское большинство не хуже, чем это получилось у Зюганова, Миронова, или лидера ЛДПР, господина Ж. Особенно впечатлило, как Рыжков ставил в пример украинцам умение российских властей договариваться с противниками, которых считали террористами, во время войны в Чечне. Интересно было бы услышать мнение на этот счет Дудаева или Масхадова...
Против оставшихся втроем Надеждина, Яхно и Пшеля были брошена добрая половина всех наиболее известных в России генераторов ненависти: депутаты Госдумы Хинштейн, Мизулина, Ковалев, господин Ж., публицисты Третьяков и Чаленко, представители Новороссии Рогов и упоминавшийся уже Ищенко, Александр Руцкой, а также главный редактор газеты "Коммунист" Александр Голуб, которого ведущий Евгений Попов, явно глумясь презентовал как представителя Киева и Украины в целом. С таким же успехом позицию официального Киева мог представлять, например, Владимир Соловьев, или Сергей Железняк.
Говорить троим врагам народа не давали совершенно, особенно Роберту Пшелю, по отношению к которому присутствующие явно испытывали весьма сильные эмоции. Было ощущение, что война с НАТО уже идет и собравшиеся в студии, захватив пленного, допрашивают его с пристрастием. Руцкой заявил, что "они" (натовцы) – не люди, и предложил вывезти врага в Первомайск и оставить на площади, очевидно, надеясь, что его там ждет суд Линча. Александр Чаленко, который орал, не переставая практически все полтора часа передачи, начав выкрикивать оскорбления в адрес Пшеля, долго не мог остановиться: "Вы поляк, вы русофоб изначально! Да! Да!! Вот так!!!". Хинштейн обвинил Польшу в том, что она в прошлом высылала евреев, и на этом основании запретил Пшелю высказывать любую критику в адрес России. Владимир Рогов требовал от Пшеля объяснить, что он, Пшель скажет матерям сотен поляков, трупы которых, по заверению Рогова прибывают в данный момент из Украины в Польшу. Большинство оскорблений задавались представителю НАТО в форме вопросов, на которые ему не давал ответить ведущий, перебивая его на каждом слове. Спокойное достоинство, с которым держался Роберт Пшель, напоминало  безнадежный стоицизм христианского миссионера, посланного в одиночку проповедовать людоедам. Единственная мысль, которую Роберт Пшель смог сквозь людоедские вопли в студии договорить до конца, было то, что никто и нигде на таких условиях, какие созданы оппонентам на российском телевидении, не будет вести диалог.
Персональных выпадов в свой адрес удостоился и Борис Надеждин, которому депутат Хинштейн предложил сдать российский паспорт и уехать на Украину. А когда Надеждин сообщил, что он никуда из России не уедет, поскольку является патриотом своей страны, то депутат Хинштейн обратился к присутствующей в студии публике, пытаясь выдворить оппонента из страны путем голосования. Тут ведущий Евгений Попов, понимая, что практика использования студий российского телевидения для изгнания из России оппозиционеров может привести к непредсказуемым последствиям, пресек инициативу депутата Хинштейна, заявив, что признает данное голосование нелегитимным.
После чего ведущий Попов быстро свернул дискуссию, предоставив Александру Рогаткину, как автору затравочного фильма, дать окончательный ответ на вопрос: как прекратить кровопролитие на Юго-Востоке Украины. Ответ Рогаткина был вполне предсказуем: "надо, чтобы Украина признала независимость республик".
Кремль, действительно, не знает, что делать с тем, что он породил на Юго-Востоке Украины. Поэтому идея сурковского "вталкивания" этого не пойми что обратно в Украину, возможно и есть искреннее желание части кремлевских обитателей. Но это противоречит интересам большого количества людей, для которых война стала бизнесом. На российском телевидении концентрация таких людей весьма велика. Поэтому вариант "тихой сурковской осени" вполне утопичен. Есть другой вариант прекращения кровопролития, во многом противоположный тому, который описан в "Новой газете". Надо не "вталкивать" ДНР и ЛНР в Украину вместе с террористами, а частично "вытолкнуть" террористов с территории Украины на территорию России, а частично их уничтожить. Возможно, сейчас этот вариант невозможен, но в перспективе он наиболее реалистичен, а главное полностью соответствует международному праву.
 

Игорь Александрович Яковенко

Blogspot.ru

! Орфография и стилистика автора сохранены