Днями Ходорковский сделал еще одно интервью и в нем вновь хвалил Путина. В частности, заявил: "Путин человек умный, для него судьба страны важнее собственной карьеры... Он (Путин) все понимает верно: война была бы катастрофой. Даже если она станет единственным условием его дальнейшего пребывания у власти — он на это не пойдет".
Но до того в Берлине, в интервью для Евгении Альбац, Ходорковский поведал: "Путин не слабак. Если бы он был слабаком, он не решился бы начать войну с Чечней сразу же после прихода к власти. Ведь если бы война закончилась поражением, то это могло бы привести к отстранению Путина от власти. Но он не испугался и начал войну".
Между прочим, пугаться Путину было нечего: чеченцы не могли выиграть второй раз. И Путин это понимал, и Ходорковский наверняка понимает. Победа в первой войне, начатой Ельциным, стоила чеченцам колоссальных жертв. Победили они за счет невероятного героизма и отсутствия такового в российской армии. И они устали от сверхчеловеческого напряжения. Да и людские потери (бойцов и мирных граждан) составили около 200 тысяч человек. Потери российские, как всегда, не сообщались, но, разумеется, они были много меньше, но были. Российские солдаты и офицеры гибли ради карьеры Путина.
В берлинском интервью проявился и империализм Ходорковского. Я уже писал об этом в предыдущей статье. Напомню соответствующие слова МБХ.
"Если вопрос стоит так: отделение Северного Кавказа или война — значит, война", — сказал Ходорковский. "Если конкретно спросить у меня лично, пойду ли я воевать, — пойду. За Северный Кавказ. Это наша земля, мы ее завоевали. Нет на сегодняшний день в мире незавоеванной земли. Вот Северный Кавказ завоеван нами".
Евгения Альбац не удержалась тогда даже от прямого вопроса: "Вы империалист?". "Не-ет, — протянул он вяло. — Я националист — в известном смысле". Насчет того, что в мире нет незавоеванной земли — это уже агитпроп сталинского образца, если, конечно, не говорить о завоеваниях времен Александра Македонского или Батыя. Но и здесь для нас гораздо важнее вопрос,
по какой такой причине интеллигент Ходорковский поддерживает устои империализма?
Вспомним, в Берлине он ошарашил заявлением, что среди всех проблем страны он считает "приоритетом сохранение территориальной целостности России" и вот даже "готов за это воевать". Подгадал как раз к введению закона об уголовной ответственности за пропаганду сепаратизма — косвенно поддержал его! При том, что никакой серьезной угрозы распаду страны сейчас нет. Северный Кавказ? Но это относительно маленькая территория с небольшим населением и незначительными природными ресурсами. Вот если будет продолжаться вымирание населения страны, то и возможность распада станет реальностью.
Подытожим. Михаил Борисович с первого же дня выхода из заключения кидается (иного слова не подобрать) хвалить Путина. Чем же это объяснить? Ведь он же знал, например, что Путин неоднократно говорил, что кроме "страшных" финансовых преступлений Ходорковского, у него еще и руки в крови. По его заказу якобы было совершено одно или несколько убийств. И неоднократно Путин рассказывал, что после такого убийства стена в помещении была забрызгана мозгами убитого.
В сентябре 2012 года в том же журнале The New Times было опубликовано интервью с академиком Вячеславом Ивановым, которое также брала редактор журнала Евгения Альбац. Вячеслав Иванов, напомню, — ученый мирового уровня, специалист по математической лингвистике, по теории и истории мировой культуры, индоевропейскому праязыку и еще многому другому, а также преподаватель в ряде американских университетов и в Москве в РГГУ.
В том обширном интервью речь зашла также о Путине и Ходорковском. Иванов рассказал:
"Я с ним (с Путиным) немножко разговаривал — сразу после ареста Ходорковского. Я ему сказал, что Ходорковский, по-моему, заслуживает хороших слов, поскольку он понимает, что нужно науку финансировать. Путин тогда был президентом и вручал мне медаль. То есть это были те времена, когда он еще не снял маски.
Но когда я произнес имя Ходорковского, он позеленел. Реакция была биологическая.
Передо мной уже никакой маски не было, а был страшный, кровавый человек. Вот я своими глазами это видел. Поэтому все, что происходило потом, — меня уже ничего не удивляло".
И Ходорковский должен знать Путина не хуже, чем академик Вячеслав Иванов, но он Путина восхваляет. Что тому может быть причиной?
Ходорковский боится Путина? Но МБХ слишком уж на виду у мира, и такая ситуация защищает его много лучше, чем его похвалы. Старший сын Ходорковского живет в США, младшие — в Швейцарии, как и его жена. На Запад, предполагаю, переселятся его мать и отец. Так что семья может находиться в безопасности.
Имперские рассуждения Ходорковского? Но они не нужны Путину. На Западе восхваление имперской политики мало у кого вызовет симпатию и одобрение.
Но может быть, Ходорковский надеется своими похвалами смягчить сердце Путина и тем подтолкнуть его к освобождению Платона Лебедева и Алексея Пичугина? Т. е. в этом моем предположении Ходорковский должен исходить из того, что у Путина "есть сердце". Но как можно предположить такое в отношении человека, который отнял твой бизнес и 10 лет жизни?
Я тут еще раз процитирую интервью с Вячеславом Ивановым.
"Я думаю, — говорит Иванов, — что у Путина только к собаке есть "человеческие чувства".
Я думаю, что ни к кому из окружающих у него никаких чувств нет. Понимаете, человек без человеческих чувств — это ужасно.
В чем была ошибка Ходорковского? Ходорковский думал, что оттого, что они едят шашлыки, которые жарил Абрамович, они становятся если не друзьями, то людьми в каких-то человеческих отношениях. А с ним (Путиным) никаких человеческих отношений быть не может".
И в связи с этим возникает еще одно возможно-невозможное объяснение похвалам Ходорковского. Он попросту судит о Путине и о его политике, исходя из собственных взглядов — на людей, на политику, то бишь на управление имуществом. Ходорковский — предприниматель, капиталист, извиняюсь. Он умеет успешно накапливать капиталы, подчинять или покупать нужных ему людей и наказывать их, если что не так. Путин фактически делает то же самое с государством и с людьми, ему полностью подчиненными, можно сказать, ему принадлежащими. За это и хвалит его Ходорковский. Они, видимо, одинаковы по своей психоструктуре.
Возможно даже, что Ходорковский, хваля Путина, подает ему знаки, что готов с ним сотрудничать в чем-то...
Но в любом случае похвалы Ходорковского, на мой взгляд, вновь показывают, как тяжело больно российское общество. Ведь Ходорковский знал, как верят в него очень многие люди в стране, и вот, выйдя на свободу, одним ударом разрушил надежды на него. Правда, на Руси постсоветской еще немало осталось людей, которые с трудом расстаются с кумирами. Но их уже стало меньше, особенно по отношению к таким деятелям от реформ Гайдара-Ельцина, как Ходорковский.