Расселить подмосковное ветхое и аварийное жилье "по-старому" вряд ли удастся. Но выход есть.
Теперь уже подзабытый Карл Маркс полтора века назад вывел чеканную формулу "У бюрократии нет частной собственности, но государство и есть частная собственность бюрократии". В ее справедливости и актуальности убедился в очередной раз, когда в общественную палату обратилась группа граждан, пытающихся решить свою незавидную жилищную проблему.
Восстановим хронологию событий и расскажем обо всем по порядку. 18 октября 2012 года, напутствуя нового министра регионального развития Игоря Слюняева, Президент Владимир Путин сказал: "Самое главное, чтобы количество метража ветхого и аварийного жилья снижалось неуклонно, а ни в коем случае не возрастало".
Попробуем поразмышлять, отчего глава государства обратил внимание именно на эту проблему, по какой причине он выделил ее из массы других, может быть, более острых и значимых. И вернулся к ней, устраивая разнос своим министрам на совещании в Элисте, 16 апреля, когда одна не выключенная камера позволила услышать вот что: "Качество работы ничтожное, все поверхностно, если так будем работать дальше, ни хрена не получится". Но на этом, на чиновничью беду, история не закончилась. Не прошло и месяца, как уже 7 мая в Кремле, подводя итоги выполнения своих "программных указов", президент вернулся к проблеме ветхого и аварийного жилья еще раз и с горечью вопрошал: "Мы недавно разбирали итоги реализации такой же проработанной буквально "на коленке" программы по расселению аварийного жилья. Зачем принимать такие документы? Понимаете, мы сами себя обманываем, в блуд вводим — результата не будет никакого, и дискредитируем свою собственную работу".
Теперь спустимся с кремлевского на региональный уровень. 29 января 2013 года исполняющий обязанности губернатора Подмосковья Андрей Воробьев, представляя свою предвыборную программу "Наше Подмосковье: Приоритеты Развития 2013-2015 год", торжественно поклялся, что через 2 года 14 тысяч человек, проживающих в ветхом и аварийном жилье, будет расселены. Только для этих целей будет построено 225 тысяч кв.м жилья. Но выполнима ли эта задача? Например, на общероссийском уровне решить ее не получается. Судите сами.
В 2007 году количество людей, проживающих в ветхом и аварийном жилье, составляло 480 тысяч человек. В это же время был создан Фонд содействия реформированию ЖКХ, главной задачей которого и было доводить до регионов получаемые из федерального бюджета деньги. Прошло 6 лет. На начало этого года количество таких бедолаг выросло до 720 тысяч человек. При этом из средств Фонда на цели расселения выделено более 155 миллиардов рублей. В ближайшее время президент пообещал дать еще 126 миллиардов.
Вместе с тем чиновники достаточно откровенно говорят о том, что настоящий размер этого коммунального бедствия существенно больше. Где же выход? Думаю, выход есть. Но для этого власти необходимо перестать бороться с желанием граждан жить для себя, а направить их "эгоизм" в русло государственных интересов. Любое ветхое и аварийное жилье стоит на земле. Земля — это тот товар, который больше не производится. И в ряде случаев сама стоимость земельного участка позволяет решить вопрос расселения ветхого и аварийного жилья за счет продажи права застройки этого земельного участка.
Но на сегодняшний день лишь 15% ветхих и аварийных домов имеют сформированные и поставленные на кадастровый учет земельные участки. Более того, большинство собственников квартир даже и не догадываются, что им на праве общей долевой собственности принадлежит земля — настоящее, не обесцениваемое богатство. Необходимо только одно: чтобы у власти появилось желание донести до людей, проживающих в таком жилье, что у них есть ценный принадлежащий им материальный ресурс, который можно использовать для решения их насущных проблем.
Всего лишь понимание, того что гражданин, проживающий на территории, вверенной тому или иному начальнику, является не только объектом административных упражнений, но и равноправным субъектом, может сильно изменить картину мира. Но для этого нужно отказаться от желания чиновников по-тихому умыкнуть у этих граждан принадлежащую им собственность.
Показательный пример: в центре зеленого и уютного города Пушкино в ближнем Подмосковье стоят шесть ветхих бараков, признанных непригодными для проживания еще в 80-е годы прошлого века. Там нашлись активные граждане, которые изучили Жилищный кодекс и решили не ждать "милостей от государства", а позаботиться о себе самостоятельно. Они объединились и пришли в местную администрацию с требованием сформировать земельный участок для их дома. Дальше они планировали самостоятельно начать поиски инвестора для строительства современного многоквартирного жилого дома на своей земле. И могли бы его найти: полтора гектара земли в центре Пушкино, которые можно получить под строительство на законных основаниях, не платя миллионных взяток — это весьма привлекательный для инвесторов вариант.
И началось хождение по мукам. Сначала Администрация города Пушкино им отказала, сообщив, что их дома непременно будут снесены к 2018 году "за счет средств привлеченного инвестора", потому землю им отдавать "нецелесообразно". После повторного обращения был получен ответ о том, что формирование земельных участков в их квартале запланировано аж на 2014 год. 30 апреля на очередном личном приеме губернатора Московской области по вопросам ветхого и аварийного жилья, который вел заместитель министра Игорь Коханый, представитель инициативной группы из Пушкино Елена Эпова получила совершенно обескураживающие установки и инструкции. И. Коханый на просьбу оказать содействие в ускорении процедуры формирования земельных участков под аварийными домами, ответил буквально следующее: "Имея все документы на руках, вы уткнетесь в непробиваемую стену. И далее вы ничего не сделаете. В непробиваемую стену из нежелания города застраивать этот земельный участок".
Единственным, с точки зрения господина Коханого, способом решения проблемы является написание писем в прокуратуру и подача исков в суд. Вопросом о том, кем, как и за счет каких средств будут исполняться принятые судебные решения, он, видимо, не задается. Только в мае этого года наконец появился "свет в конце туннеля": предложенный жителями Пушкино механизм вовлечения и полноценного участия граждан в решении проблем расселения ветхого жилья заинтересовал министра регионального развития России Игоря Слюняева. Оперативно была создана рабочая группа, в состав которой вошли руководители ключевых федеральных ведомств, члены Московского областного правительства и Общественной палаты, московские муниципальные депутаты и представители общественности.
Первое же обсуждение, состоявшееся 17 мая, показало, что эта идея имеет право на жизнь и в отдельных случаях поможет привлечь очень серьезные внебюджетные источники для решения нарастающей проблемы обветшания жилого фонда. Например, министр строительства Подмосковья Александр Коган, совершенно справедливо отметил, что минимальная, кадастровая стоимость освобождаемых при сносе аварийного жилья земельных участков составляет порядка 1 миллиарда рублей. А это около 40 % от общего объема денег, которые запланированы в бюджете Московской области на цели расселения аварийного жилья в текущем году. По итогам заседания рабочей группы решили: инициативу пушкинцев рассмотреть самым внимательным образом, провести необходимые исследования, сделать пилотный проект и, при положительных результатах, распространить этот опыт в качестве эффективной социальной технологии.
Как эксперт в области экономики земельно-имущественных комплексов, убежден, такая технология имеет все шансы на успех. Однако помимо заинтересованности в ее решении Федерального министра, Губернатора, необходимо привести в "чувство" среднее звено и в региональном Правительстве, и на уровне муниципальных чиновников.
Ждем от вас, граждане, информации в общественную палату Московской области. И, если навалимся всем миром, у нас обязательно получится. Во всяком случае, жители Подмосковья смогут достойно возразить великому немецкому мыслителю и философу Карлу Марксу, и заставят власть исполнять свои канонические функции.
! Орфография и стилистика автора сохранены