Сыктывкарский городской суд под председательством Ивана Олейника 5 декабря начал рассмотрение заявления гражданина Армении Ашота Киракосяна. Как сообщила Собкор®ru Коми правозащитная комиссия (КПК) "Мемориал", в ожидании выдворения из России истец более четырех месяцев содержался в милицейском спецприемнике Сыктывкара. Киракосян с помощью правозащитников намерен доказать, что условия его содержания в приемнике нарушили статьи 3 и 8 Европейской конвенции о защите прав человека, которые запрещают пытки и защищают тайну переписки.

Прилузский районный суд Коми 24 июня 2008 года вынес постановление о привлечении Киракосяна к административной ответственности за нарушение правил пребывания иностранных граждан на территории России. Суд обязал Прилузское РОВД выдворить его в Армению. 26 июня Киракосян был помещен в специальный приемник для содержания лиц, арестованных в административном порядке, при УВД Сыктывкара. Через три месяца информация об этом попала в КПК "Мемориал". Правозащитников возмутило столь длительное содержание иностранца в учреждении милиции, предназначенном для отбытия ареста продолжительностью не более 15 суток. При поддержке комитета "Гражданское содействие" удалось организовать встречу сыктывкарского адвоката Владислава Коснырева с заключенным.

В октябре КПК "Мемориал" обратился к консулу Армении в Москве Гайку Акопяну, что ускорило высылку Киракосяна, которая произошла 8 ноября. Накануне отъезда из Сыктывкара он подал заявление в суд, в котором поставил под сомнения законность условий, в которых более четырех месяцев содержался в спецприемнике.

В суде милиции придется опровергать доводы истца о том, что в спецприемнике он столкнулся со следующими нарушениями статьи 3 Европейской конвенции о защите прав человека: теснота в камерах спецприемника, скудное и редкое питание, решетки из толстых металлических прутьев на окнах камер, плохое снабжение заключенных спальными принадлежностями, отсутствие возможности справлять естественные потребности в обстановке уединения, длительное отсутствие прогулок на свежем воздухе, отсутствие в камерах телевизора и радиоприемника, совместное содержание подлежащих высылке мигрантов с лицами, подвергнутыми административному аресту.

Помимо этого, Киракосян оспорил систему контроля переписки мигрантов, содержащихся в спецприемнике. Он полагает, что этот контроль является нарушением статьи 8 Европейской конвенции о защите прав человека, которая защищает тайну частной корреспонденции.

Член правления КПК "Мемориал" Эрнест Мезак считает, что дело Ашота Киракосяна является очень важным. Впервые перед судами Коми ставится вопрос, насколько милицейские спецприемники республики соответствуют стандартам Совета Европы.

Напомним, что в 2006 году Европейский суд по правам человека принял постановление по делу "Кайя против Греции". Страсбургский суд поддержал позицию Европейского комитета по предупреждению пыток, который хаявил, что полицейские изоляторы в принципе не предназначены для содержания мигрантов в течении нескольких месяцев.

Софья Микитик

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter