"Выражение недовольства существующим положением дел в стране не является проявлением "экстремизма", либо незаконным, как зачастую преподносят это некоторые представители Российских властей, - это основное гражданское право, защищенное международными договорами" - говорит Аарон Роудз, исполнительный директор МХФ. "Мы призываем Президента Путина продемонстрировать его приверженность этому праву и положить конец разгонам оппозиционных маршей" - продолжил он.
МХФ и МХГ осуждают любые попытки власти ограничить под предлогом обеспечения безопасности права несогласных с существующим положением в России людей на мирное выражение своего мнения и призывают Президента Путина:
- Открыто выступить в защиту свободы слова и мирных собраний, как это гарантировано Конституцией Российской Федерации и защищающими права человека международными актами, участником которых является и Российская Федерация.
- Отдать распоряжение властям всех уровней воздерживаться от применения несоразмерных ограничений, как то - неоправданные ограничения на время и место проведения мероприятий - и от вмешательства в их проведение путем использования методов, противоречащих Российской Конституции и международным договорам.
- Положить конец угрозам и запугиванию по отношению к организаторам и участникам оппозиционных митингов, а также по отношению к наблюдателям и журналистам, освещающим события.
- Обеспечить независимое и полное расследование всех жалоб на ненадлежащие действия и нарушения властей по отношению к участникам недавних оппозиционных маршей; привлечь к ответственности всех должностных лиц, совершивших правонарушения.
- Обязать соответствующие органы опубликовать все ведомственные документы, затрагивающие права человека, и аннулировать все антиконституционные приказы и инструкции, используемые в операциях поддержания порядка в связи с оппозиционными маршами.
За последние два месяца организованные оппозиционными группами демонстрации в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и других российских городах были серьезно ограничены по надуманным основаниям; те же мероприятия, что удалось провести, были жестоко разогнаны.
Участники протестов, наблюдатели, журналисты, а также случайные прохожие задерживались, подвергались силовому воздействию со стороны ОМОНа, специально мобилизованного для данной операции. Задержанным не объясняли основания их задержания, не допускали адвокатов, задерживали на срок, превышающий установленный Российским законом.
Отмечены неоднократные случаи задержания и запугивания гражданских активистов и журналистов еще в преддверии проведения "Маршей", чтобы воспрепятствовать проведению мероприятий и затруднить работу журналистов в их освещении.
"Марш несогласных", разрешенный во время проведения саммита ЕС-Россия, состоялся 18 мая 2007 года, хотя ему предшествовала волна запугиваний против возможных участников. Более десятка активистов и журналистов были задержаны и подвергнуты угрозам за несколько дней до проведения марша, а в день проведения лидеру Объединенного гражданского фронта Гарри Каспарову, другим членам оппозиционной коалиции "Другая Россия", а также наблюдателям и журналистам не дали сесть на самолет из Москвы в Самару.