Действующая российская Конституция, принятая 12 декабря 1993 года, по горячим следам октября, чрезвычайно благосклонна к президенту. Она дает ему почти диктаторские полномочия.

Судьба всех высших чиновников государства – в его руках. Президент, согласно Основному закону, инициирует назначение и снятие с должности: председателя правительства, его замов и всех федеральных министров; председателя Центробанка; генерального прокурора; всех судей Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов; высшего командования Вооруженных Сил. Уже в обход Конституции, к этому списку добавились губернаторы. Плюс Администрация президента, Совет безопасности и полпреды, которыми президент руководит напрямую.

В руках президента – главные рычаги управления внутренней и внешней политикой страны. Например, такая деталь: президент, не беспокоясь о мнении МИДа, может рулить внешней политикой РФ – Конституция закрепляет за ним право назначения и отзыва дипломатов. Президент вносит законопроекты в Госдуму, но может действовать и в обход парламента: для этого существуют указы и распоряжения главы государства, которые обязательны для исполнения на всей территории РФ.

Это даже не "вертикаль власти", это – абсолютизм. Придворные демократы, напуганные в 1993 году "красно-коричневым реваншем", подсунули народу монархию во главе с царем Борисом вместо республики. Царь Борис, само собой, от трона не отказался. И, одряхлев, передал трон наследнику. Национал-большевики были по сути единственными, кто в 2000 году публично выступил против аморальной процедуры престолонаследия. Группа нацболов перекрыла дорогу во время путинской инаугурации, подняв лозунг "Долой самодержавие и престолонаследие!". Участники были наказаны в административном порядке. Сейчас одна из участниц той акции, Елена Боровская находится в Бутырской тюрьме...

Но вернемся к Конституции. Администрация президента, это политбюро наших дней, в Конституции присутствует одной строкой: "Президент… формирует Администрацию президента Российской Федерации". Одной строкой, но присутствует. Зато отсутствует такая интересная структура, как Управление делами президента (УДП). Не предусматривает Конституция такого органа власти. В УДП, напомню, начинал московский этап своей карьеры, заместителем у П.П.Бородина, В.В.Путин.

Создал УДП президентским указом от 15.11.93 (то есть, сразу после разгрома парламента) Ельцин, собрав таким образом в единый кулак уже было распыленную партийную собственность КПСС, – спецкормушку, как говорили в советское время. Бородин, став управляющим делами, приумножил богатство. Сам он оценил свои достижения, общую рыночную стоимость всего, что стоит на балансе УДП, в 600 млрд долларов. Неплохо. Так и хочется воскликнуть, вслед за Шекспиром: бедный "ЮКОС"!.. Действительно бедный.

Богатства УДП несметны. Кремль, тысячи зданий в России и за рубежом (как раз зарубежной недвижимостью занимался Путин), все резиденции президента, земельные угодья, огромное автохозяйство, сеть поликлиник, детских садов, санаториев, гостиниц, домов отдыха, и проч. Правовая основа всего этого богатства – отсутствует.

Согласно указу Путина от 20.05.04 № 650, Управление делами президента является органом исполнительной власти, подчиняющимся непосредственно президенту. Но в Конституции РФ нигде не указано, что президент имеет право распоряжаться федеральной собственностью, федеральным имуществом. Более того, статья 114, п. "г" Конституции сообщает нам, что «Правительство Российской Федерации… осуществляет управление федеральной собственностью». Правительство, а не президент! Путин распространил свои полномочия шире, чем позволяет Конституция. Запустил руку, куда не позволено.

Это не мелкие придирки, не юридическое крючкотворство с моей стороны. Сочинители Конституции, видимо, все-таки понимали, что если под огромные политические полномочия президента подвести еще и экономический базис, то это будет уже абсолютизм в чистом виде. Будет не президент Республики Российская Федерация, а Царь Всея Руси. Король-Солнце.

Вот как формулируются функции УДП: "социальное-бытовое обслуживание президента Российской Федерации, членов Правительства Российской Федерации, членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы... судей Конституционного суда... судей Верховного суда… Военной коллегии Верховного суда… Высшего арбитражного суда Российской Федерации". Как видим, представлены все три ветви власти: исполнительная, законодательная, судебная. Все стоят в очереди к президенту за "социально-бытовым обслуживанием". То есть, низведены до уровня придворных, зависящих от царской милости. Царь-президент кормит придворных с ложечки: этому дам, этому не дам.

Называя вещи своими именами, президент является держателем чиновничьего "общака", спецкормушки. За что боролись, граждане?! Война с привилегиями "партноменклатуры" была козырной картой Ельцина, идущего к власти. (Глядя из нашего циничного сегодня, боссы КПСС смотрятся монахами-аскетами, со всеми своими жалкими привилегиями).

Управление делами президента раскидывает свои щупальца по всей стране, как спрут. Переоборудование Красной площади, со строительством шикарного отеля и аукционного дома а-ля "Сотбис", о чем подробно писали СМИ, – проект УДП. УДП отгрызает лучшие куски питерской недвижимости. И, что совсем вопиюще, Управление делами президента занимается бизнесом, коммерцией. Орган государственной власти, подчиненный президенту! Ни хера себе! Такое не приветствуется даже в банановых республиках, не говоря уже о более пристойных странах. Трогательно читать на сайте УДП откровения Управделами Владимира Кожина: "Прозрачность деятельности Управления делами президента, к которой мы стремились, стремимся и будем стремиться, не отменяет такие понятия, как коммерческая тайна, государственные секреты". Раз "стремились, стремитесь и будете стремиться", значит, делаю я вывод, деятельность была, есть и будет непрозрачной. И что такое "коммерческая тайна" применительно к органу власти, которым напрямую руководит президент страны? Президент должен быть финансово прозрачен как стеклышко, какая тайна?! И какие государственные секреты, кроме величины откатов, могут быть у госструктуры, занимающейся "социально-бытовым обслуживанием" членов правительства, судей и депутатов?

Я почти уверен, что господин Кожин искренне не поймет моего возмущения. Эти славные ребята, выращенные в инкубаторах кегебе, живут в России 19 века или во Франции 18 века, когда бюджет королевского или царского двора был тайной за семью печатями, и монарх не обязан был отчитываться перед подданными. Обычно это безобразие, слава богу, кончалось революциями. Загляните в книги по истории, там все это есть. И – на календарь: на улице 21-й век.

Кремль пытается отгородиться от политических, социальных и юридических норм (стандартов) конца ХХ – начала ХХI вв. Среди этих стандартов, вероятно, есть как приемлемые для России, так и не вполне, но контроль за властью со стороны граждан, в том числе контроль за реальными доходами представителей власти – является неоспоримым. При любых национальных особенностях. От контроля царь-президент и его слуги и хотят увернуться. Преподносится это, само собой, как защита народов России от морального разложения, якобы прущего с Запада, как танки Гудериана. Из Кремля оно прет сегодня, разложение, из Кремля. И со Старой площади. Воняет, как от запущенной помойки.

Практическое соображение: надо обратиться в Конституционный суд – с тем, чтобы он дал заключение о соответствии Конституции РФ указа президента № 650 от 20.05.04, а также других президентских указов, легших в основу деятельности Управления делами президента. Решение КС предсказуемо, ведь он тоже живет от щедрот монарха. Но возбудить народный интерес к этой теме было бы во всех смыслах полезно, и политически перспективно.

ВЛАДИМИР АБЕЛЬ

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter