Сегодня соцсети полны размышлений о 70-летии того события, которое лагерники называли "великий сдэх", шуток насчет дыхания Чейна-Стокса и, конечно же, намеков на возможные параллели. И вроде бы в нашей нынешней жизни, вообще не до того, чтобы вспоминать старого тирана, у нас столько проблем с новым…

Когда война закончится, у нас будет столько срочнейших дел — принесение извинений Украине, наказание военных преступников, полное изменение российской жизни, — что посреди этой бури перемен легко можно будет забыть о Сталине. Те палачи уже ушли из жизни, появились новые, их надо судить. Те жертвы давно похоронены, надо оплакивать новых. Прежнее покаяние уже не так актуально — надо каяться за новые ужасы…

Но так, увы, не получится. Нельзя двигаться к светлому будущему, оставив в тылу непроработанные травмы, невыкрикнутые слова, неосознанные трагедии.

Ясно, что в прекрасной России (надеюсь, недалекого) будущего выйдет на свободу Юрий Дмитриев и будет работать Мемориал, мемориальные доски "Последнего адреса" появятся в самых разных местах России и школьников будут привозить к "Маскам скорби" Эрнста Неизвестного.

Но вот что меня волнует. В 90-е годы все СМИ были переполнены материалами о сталинских репрессиях — художественные произведения, воспоминания, работы историков. Выходили фильмы, печатались книги. Почему это нас не уберегло? Ведь делалось все, что нужно? Или не всё?

Память о тех, кто страдал, и о тех, кто пытал — это очень важное дело, невероятно важное. Но мне кажется, нам необходимо будет обратить особое внимание на несколько проблем.

1. НЕ СТАЛИН выиграл Вторую мировую войну. Я повторяю это снова и снова, и буду повторять еще много раз — Сталин сделал очень многое для того, чтобы война была проиграна, конечно, не желая этого, — а просто по своей людоедской сути. А выиграла войну армия, вернее АРМИИ всех стран, сражавшихся против фашистов, и люди в тылу — в СССР, в Англии, Америке — поддерживавшие тех, воевал.

2. Одно из самых ужасных высказываний, которое я слышала много раз и, боюсь услышу еще не раз: "ЗАТО Сталин сделал то-то и то-то". Обычно говорят "Зато Сталин выиграл войну", но это может быть и идиотское рассуждение о сохе и атомной бомбе, и о величии России, и о том, как Россию боялись (вот уж радость-то). И самое ужасное здесь — это слово "зато". Получается, что можно положить на одни весы миллионы расстрелянных, замученных, заморенных голодом, а на другую — красный флаг над Рейхстагом, или атомную бомбу, или представительство в ООН — и взвешивать. Как будто что-то может уравновесить или даже перевесить людские судьбы.

Вот это, как мне кажется, самое важное. Уйти от той людоедской логики, которую развивали все большевики — и Ленин, и Сталин, и те, на кого они опирались, и те, кого они расстреливали.

Они ведь всегда считали, что люди — не главное. Людьми можно пожертвовать ради светлого будущего. Ради того, чтобы от сохи перейти к атомной бомбе.

И это та самая логика, которая пронизывает нашу жизнь и сегодня. "Война, вообще-то, дело не очень хорошее, но раз уж нам надо бороться с нацистами, бандеровцами, войсками НАТО, то можно и повоевать, и побомбить, и мирных жителей поубивать…" Все ровно то же самое. Старые песни на новый лад даже, если в них нет ни слова о Сталине, а есть о русском мире.

И именно поэтому, какими бы ни были наши сегодняшние ужасы, нам нельзя забывать о Сталине. Нельзя пытаться вылечить новую болезнь, не занявшись старой. Потому что они связаны между собой. Надо лечить не конкретную болезнь, а весь организм, иначе нарывы будут возникать снова и снова. Поэтому, отвергая Сталина, мы в то же время говорим: Нет войне!

ВЫНУЖДЕНЫ СООБЩИТЬ, ЧТО НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕН ЗАСЛУЖЕННЫМ УЧИТЕЛЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТАМАРОЙ НАТАНОВНОЙ ЭЙДЕЛЬМАН, КОТОРУЮ ТАК НАЗЫВАЕМОЕ МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ ВКЛЮЧИЛО В РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ.

Тамара Эйдельман

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены