"И тогда я решила что должна поехать в Москву к Путину и все ему рассказать", - говорит мне две недели назад со вкусом одетая дама по виду чуть старше меня, и как позже выяснилось, с высшим образованием. "Лично Путину?" - уточняю я на всякий случай. "Да, лично ему. Он же должен знать что происходит. Купила билет на самолет и полетела в Москву". "И он вас принял?" - зачем -то вырывается у меня идиотский вопрос. На ее глазах появляются слезы. "Нет, я не прошла дальше проходной. А потом я долго стояла и плакала на улице пока ко мне не подошла женщина, которая более опытная и не посоветовала идти к моему депутату..."

Этот разговор был в Новосибирске, куда мы с Ольгой Романовой, Сергеем Панченко, Сергеем Шаровым-Делоне, Светланой Осиповой летали знакомиться с новым объединением - родственники осужденных по "народным" наркотическим статьям УК объявили о создании Сибирского филиала "Руси сидящей".

Образованные и часто довольно состоятельные люди, матери студентов, жены менеджеров и предпринимателей. Многие признавались, что до появления у них дома оперативников были уверены, что "наркотиками занимаются исключительно цыгане". Многие признают, что да, их родные действительно по чьей-то просьбе перевозили какой-то пакетик, или помогали администрировать сайт, который, как оказалось, торговал запрещенными веществами. "Мы не просим всех помиловать, но наши дети и год отсидев будут только на зеленый свет дорогу переходить". А в итоге получают 10, 12, 15, 18 лет колонии.. То есть арестовывают в 18-19 лет, дают 12 или 15. "Когда они выйдут, как вы думаете, они пойдут обратно в университет?"

Ежегодно в России выносится больше 100 000 приговоров по 228 и 228.1. Немногим меньше половины получают реальные сроки, крупный размер начинается с совсем небольших доз, а там сроки уже за 10 лет. А еще родственники замечают, что почти в каждом деле фигурируют сотрудники правоохранительных органов: часто именно они провоцируют на продажу - а это уже другая, более тяжкая статья. А те кто вовлекал, часто так и остаются "неустановленными лицами" в деле, и продолжают вовлекать уже новых молодых и глупых, обеспечивая стабильную раскрываемость органам и себе стабильный бизнес.

Полгода назад несколько человек познакомились в очереди в новосибирское СИЗО, сегодня их почти 1300 из 29 городов от Москвы до Магадана. Про них в сегодняшних Ведомостях.

А в качестве иллюстрации - что выдает Яндекс по запросу "сотрудник ФСКН" (ведомство недавно расформировали, но люди в большинстве своем перешли работать в МВД).

Мария Эйсмонт

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены