Пишу этот пост для политических и гражданских (в том числе ЛГБТ) активистов из Петербурга, особенно для новичков, кто совсем недавно пришел в протест. Прочтите, это важно. Да и в других регионах, думаю, дело обстоит так же.

Есть такая организация – Центр по противодействию экстремизму при МВД, сокращенно – Центр "Э", а совсем по-простому – "эшники". Если вы организуете какие-то уличные оппозиционные акции или иную сомнительную с точки зрения властей общественную деятельность, то вы скорее всего рано или поздно попадете в поле зрения эшников. Они вам будут звонить, приглашать на беседы в свой офис на Рузовской улице, задавать всякие вопросы о вашей деятельности, да и не только вашей.

Для тех, кому еще непонятно, что это за публика и какова цель этих "задушевных" разговоров, объясняю некоторые азы.

Единственная задача, которая стоит перед сотрудниками центра "Э", – это держать под контролем все, что происходит в области активизма на подведомственной территории, быть в курсе всего, собирая всю важную информацию о планах различных организаций, групп и людей. А имея такую информацию, влиять на процессы, манипулировать их участниками – с помощью лжи, давления и угроз, натравливания одних на других, вербовки, нейтрализации самых неудобных людей и так далее. Эшники ходят в штатском и пасутся на всех гражданских акциях, стоят в сторонке, все снимают и фиксируют, а когда надо – руководят провокациями. Также проводят персональные беседы с задержанными на акциях в отделах полиции. Если вы особо отъявленный "экстремист" ("экстремизм" для них – все, что против власти), то можно и на принудительный привод на допрос на Рузовскую загреметь.

Эшники стремятся знать лично всех заметных активистов и войти к ним в доверие тем или иным путем. Они изучают ваши слабые места, ваши страхи и болевые точки, чтобы потом на них давить. Для вхождения в доверие идет в ход прежде всего старая, как мир, техника "доброго следователя". С вами будут общаться доброжелательно и даже сочувственно. Вы можете услышать от эшников неодобрительные реплики по адресу, скажем, Милонова, нациков, НОДовцев или еще каких-нибудь политических гопников, которые мешают вам жить и всячески донимают. Эшники даже выразят готовность помогать вам в борьбе против них. Пообещают обеспечивать безопасность ваших акций, например, – конечно, если вы будете заранее им о них сообщать во всех подробностях.

Это – не более чем наживка для наивной рыбки, чтобы та заглотила крючок и дальше уже плавала только там, где ей позволят "добрые" велеречивые дяди в штатском. В хорошо просматриваемом и контролируемом водоёмчике. Где не будет радикальных лозунгов, неуправляемых персонажей и "экстремистских" речей. Овцы целы и волки сыты. Свобода в аквариуме.

Цель любых разговоров эшников с вами, активистами, повторяю, только одна – получить от вас информацию и влиять на ваши действия. Больше никаких целей у них нет, все остальное – дымовая завеса и ложь. И она будет работать против вас. Обеспечение безопасности акций и защита вас от нападений в компетенцию центра "Э" не входит, запомните это очень хорошо. (Безопасность – задача совсем других структур МВД, с ними и надо общаться в официальном порядке.) Эшники вас обманывают и водят за нос. Обещают защиту, чтобы потом кинуть и подставить.

Более того, вся досаждающая вам агрессивная наци-шушера зачастую находится под полным контролем того же центра "Э" – они натравливают ее на вас, когда на это есть команда сверху. Это еще одна дополнительная задача эшников – натравливать ручные группы гопников на активистов, создавая видимость "народного гнева". Вы могли заметить, что они приходят только тогда, когда им говорят "фас", ведут себя в соответствии с полученными инструкциями – либо орут и активно распускают руки, либо стоят в сторонке и тихонько нудят. Кто играет роль вожаков, через которых эшники спускают команды рядовым участникам стаи, тоже можно легко отследить.

Центр "Э" – это политическая полиция, современная гебуха по мелким делам. Как во времена совка любую независимую деятельность пасло КГБ, так теперь тем же занимается центр "Э" (пока по более мягкой и щадящей схеме, но с теми же целями). По крайней мере на уровне всей мелкотравчатой гражданской активности, пока за вас не решили взяться более серьезные органы с более серьезными целями, такие как ФСБ, прокуратура, СК.

Выводы из всего этого очень простые. Не общайтесь никогда с "эшниками". Не разговаривайте с ними. Никогда. Ни о чем. Никаких контактов. Для вас нет и не может быть никакого интереса и никакой пользы в таком общении, любое убеждение в обратном – это лишь успешно созданная манипуляторами иллюзия в вашей голове. Блокируйте их номера в телефоне, вешайте трубку. Если все же пришлось разговаривать – записывайте беседу на диктофон.

Если у них есть к вам вопросы по какому-то делу, пусть вызывают официально повесткой – и никак иначе. Так и говорите – и конец разговора. Вы не обязаны с ними разговаривать. Никаких неформальных бесед и походов в офис без повестки и без адвоката. Даже если вы уверены, что полностью контролируете свою речь и говорите исключительно в рамках открытой информации, ничего сверх этого, – вас все равно могут на чем-нибудь подловить и сманипулировать, да так, что вы и не заметите. Даже если вы супер-бдительны и держите ушки на макушке, вам изрядно потреплют нервы грамотными вбросами нужных для манипуляторов сведений в нужное для них время. Расскажу ниже, как это было со мной.

Общение с этими пиявками гражданского протеста – с одной стороны, небезопасно для вас и ваших коллег, а с другой – это лишний и совершенно бессмысленный стресс. Никакой реально полезной информации эшники вам не дадут – если вы на это рассчитываете, закатайте губу. Так что лучше просто избегать любых контактов. Это самый экологичный способ защиты – обходите пиявок стороной, пока они к вам не присосались. Это – элементарные правила гражданско-политической гигиены. Их соблюдение, конечно, не обеспечит вам полную безопасность (в ваше окружение еще могут внедрить свою агентуру – сексотов, стукачей – гебуха это умеет, и это тоже надо иметь в виду), но хотя бы от очевидного мусора и ядовитого шлака позволит избавиться. У активистов и так много стресса, не стоит добавлять.

Напоследок расскажу душещипательную историю. Три года назад, 12 октября 2013 года, мы с Кириллом Калугиным организовывали ЛГБТ-митинг на Марсовом поле. Все официально, по закону, с уведомлением и согласованием. Как всегда, накануне мы получали многочисленные угрозы от нацистов и прочей гомофобной шпаны. Как всегда, на нервах – кто знает, как все пройдет. И вот, утром этого дня, за пару часов до митинга, ко мне домой приехал эшник, представляющийся именем Дмитрий Петров (хотя думаю, что они используют ненастоящие имена). Он сказал, что его послали ко мне поговорить о предстоящем мероприятии. По его словам, на наш митинг соберутся в большом количестве нацисты и казаки с целью сорвать акцию. "Вас будут бить, а полиция не будет вас защищать, потому что городу на вас наплевать, городу вы не нужны". И добавил: "вас побьют так сильно, что вы не выйдете из больницы до Олимпиады" (дело, напомню, происходит в октябре, а Олимпиада – в феврале). Исходя из всего этого, он просил нас отменить митинг. Трогательная забота о нашем здоровье и безопасности, не правда ли?

Конечно, нет. Это была угроза и шантаж с целью отменить акцию, на которую наложен негласный запрет властей. Я тогда посоветовалась с коллегами, и мы решили, что это блеф, и мы на эти угрозы не будем поддаваться. Да и времени на оповещение уже не было. Времени на раздумья – тоже (через полчаса ко мне домой пришел другой полицейский, на этот раз участковый, и еще дополнительно повыносил мозг). Мы решили идти на митинг. И это, знаете ли, очень стрёмно и нервно – принимать такие решения, когда ты рискуешь не только своей шкурой, но за тобой – другие люди. Тот день был самым ужасным за все годы моего активизма. Даже когда тебе прилетает камень в голову или горящая дымовая шашка – это менее страшно.

Мы в тот день оказались абсолютно правы в своих выводах и решении: угрозы эшника были блефом. Никто нас на Марсовом в этот раз не бил, нас просто физически блокировала толпа – специально согнанный туда сброд из нациков и казаков, не дав пройти на место акции. То есть власти добились своего иным способом. Цель была абсолютно понятна и прозрачна, и, обломавшись на тупых лобовых угрозах, они применили другой метод – велели своей ручной гопоте перекрыть нам путь. Все проще пареной репы.

Надеюсь, что объяснила доходчиво. И что живой пример – достаточно убедителен. Не ходите, дети, в Африку гулять – там водятся тигры и крокодилы. Не разговаривайте, дорогие друзья-активисты, с товарищами с Рузовской. Пользы от этого – ноль, а вреда может быть немало. Убитые нервные клетки тоже идут в зачет, а они, как говорят, не восстанавливаются.

К чему я это все рассказываю именно сейчас? Ну доходят до меня иногда удивительные сведения о том, что кому-то все это до сих пор непонятно. Например, на днях один знакомый, вполне опытный активист, спрашивал странное: "Зачем они мне звонят? Чего они от меня хотят?". Надеюсь, этот пост дает ясный ответ на подобные наивные вопросы.

Наталья Цымбалова

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены