Лев Шлосберг, "Всех скорбящих Радость".

5 августа 2013 года в Пскове трагически погиб о. Павел Адельгейм. Чудовищная случайность, предугадать которую не было дано никому, оборвала жизнь Человека, занимавшего особое место в судьбе многих тысяч людей. Год после кончины о. Павла был дан нам для того, чтобы осмыслить его земной путь и глубину его духовного наследия. В полной мере для этого может не хватить жизни, но о нравственных уроках о. Павла можно размышлять и говорить каждый день.


МИР ВАМ. Проповедь о. Павла о примирении, покаянии и прощении, 22 марта 2005 г. Публикуется впервые

Цитаты:

...Раскаяние является защитной реакцией здоровой души и трезвой совести. Сожаление о причинённой обиде защищает от ненависти, овладевающей сердцем. Если обидчик не признаёт свою вину, его совесть ищет оправдание нераскаянности и порождает "комплекс вины". Лукавая совесть оправдывает себя, проецируя вину на обиженного. Нераскаянность изменяется в обиду и легко находит причины для самооправдания.

Признав самого себя обиженным, обидчик позволяет себе гнев, неприязнь, ненависть к обиженному. Обидчик винит его в провокации, недоброжелательстве, тайном умысле. Комплекс вины выстраивает стенку отчуждения. Такова психология вины. Разрушить эту стенку со стороны обидчика может только покаяние. Есть простое средство погасить конфликт. Разумная мать учит своё дитя с первых шагов жизни: признай свою вину и попроси прощения. Увы, эту задачу трудно исполнить.

Почему трудно сказать волшебное слово "прости"? Чтобы признать вину, сказать "прости меня" – приходится смириться. Смирение требует мужества. Это подвиг для сильных духом. Слабый не переступит через себя, через своё самолюбие и не попросит прощения. Для победы над собой не хватает мужества.
[...]
Обиженность тоже имеет свою психологию. Если тебя обидели, досада обжигает сердце и жаждет мести. Обидчивость является одной из греховных страстей.

Обидой можно упиваться, как вином, до опьянения. Переживая несправедливость, иногда надуманную, обиженный растравляет свою досаду, ищет удовлетворения, придумывает планы мести. Непрощенная обида ожесточает и разъедает душу, как ржавчина. Возникает "комплекс обиды" и выстраивает вторую стенку отчуждения. Между обидчиком и обиженным возникают два средостения, два препятствия к примирению. С одной стороны строит стенку нераскаянная вина. С другой стороны строит стенку неутолённая обида.

Для прощения нужно иметь великую душу, способную вместить и понести чужую вину. "Христос есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею… примирив обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем".

Примирение – подвиг. Он называется великодушием. Простить – означает пойти на риск и ещё раз довериться. Легко простить те мелочи, которые не затронули наше самолюбие, не задели нас глубоко. Мы часто слышим извинения воспитанных людей, которые нас нечаянно толкнули или причинили другое незначительное беспокойство.

Но забыть то, что болезненно волновало и мучило, что переживалось, как открытая рана, что возмутило наш внутренний мир, отчего мы то задыхались в негодовании, то в отчаянии ломали руки, то долго и безутешно плакали, что вызывало краску стыда на наших щеках за своё унижение, – забыть всё это, вычеркнуть из памяти – это область подвига, путь евангельского совершенства. Вечным примером прощения перед нами стоит Христос. Он принял чужую вину и вознёс на крест. Гвозди пронзили Его руки и ноги. С других крестов раздавались крики отчаяния или проклятия. С Его креста раздалась молитва: "Отче, отпусти им, ибо не ведают, что творят".

Вражда убита на кресте. С тех пор нет вины, которую нельзя простить кающемуся. Таинство прощения в том, чтобы примириться с обидчиком, не желать ему зла. В таинстве прощения совершается чудо. Враг преображается в друга, которому мы желаем и делаем добро. Через прощение христианин уподобляется Христу: "Будем подобны Ему"/

Третья книга отца Павла. Биография священника, богослова и общественного деятеля отца Павла Адельгейма вышла к годовщине его трагической гибели

...Накануне Первых Адельгеймовских чтений в доме отца Павла на улице Красногорской полно народу. Хлопочет матушка Вера — надо всех накормить, устроить на ночлег... Кто-то правит текст доклада к чтениям, кто-то помогает Маше на огороде. Нет в доме скорби. Есть тепло, любовь, радость от встречи. Всё как при нём. Но без него.

Кандидат психологических наук, доцент, директор Санкт-Петербургского научно-исследовательского центра интегрально-синергетической психологии Анатолий Осницкий подписывает подарочные экземпляры своей только что вышедшей книги - "Отец Павел и его Вера". Это биографическое исследование названо еще "Слово о Большой Любви в стихах и прозе, в воспоминаниях и документах, или Третья книга отца Павла". Она была представлена на чтениях 4 августа, но накануне Анатолий Викторович отдельно представил ее для читателей "Псковской губернии".

Лев Шлосберг

Livejournal

! Орфография и стилистика автора сохранены

Вы можете оставить свои комментарии здесь