Ажитация блогеров, вызванная на минувшей неделе отставкой Юрия Лужкова, напомнила переполох в улье, искореженном неумелым медвежонком. На второй план отошли громкие музыкальные премьеры и очередной позор компании "Суп", всем было не до того. Нефритовый стержень настоящей политики слишком глубоко проник в яшмовые врата истосковавшейся публики.

Впрочем, поначалу ничто не предвещало беды. Неделя началась с обсуждения премии "ТЭФИ", которую в субботу вручали в Петербурге. Награды за информационные программы по всем номинациям получили журналисты телеканала РЕН, а главным скандалом стал отказ автора фильма "Подстрочник" Олега Дормана от приза за вклад в развитие телевидения. Журналист Павел Шеремет назвал это поступком свободного человека:

"Поступок, настоящий поступок. Без ложного пафоса, без грубости. Просто и открыто человек объяснил свой шаг.

Я шесть раз был финалистом "ТЭФИ", но статуэтку так и не получил, видимо, таланта не хватило. Но мне, наверное, не хватило бы и мужества отказаться от приза".

Однако далеко не все блогеры поддержали Дормана. Так, например, boris-ivanov пишет: "Получение премии от тех, с кем у тебя сложные отношения, — обычное дело. Победа на то и победа, что это чье-то поражение. Не обязательно в прямом соревновании. А победителю положено быть великодушным". Не обошлось и без обычных в таких случаях жалоб: "Совершенно согласен с Дорманом, но с одной оговоркой. Действительно казенное пропагандистское ТВ превратилось в чудовищно безнравственную машину, торгующую стиральными порошками, мочой Малахова и партией едросов. Но "10 лет" ― это неправда, это уже политика в чистом виде, отсыл к Путину. Постсоветское государственное телевидение как было безнравственным и лживым, так и осталось. Как играло на понижение интеллектуальных и нравственных запросов общества, так и играет".

Когда страсти по "Орфею" улеглись, внимание блогеров привлек клип на песню "Химкинский лес", которым вдарил по Юрию Шевчуку и Noize MC музыкант Сергей Шнуров. В нем лирический герой Шнура поет о Химкинском лесе, чтобы заработать денег на имидже последнего певца демократии. "Ленинград" ― очень успешная с точки зрения коммерции группа, ― комментирует клип лидер группы "Красный крест" Алексей Сочнев. ― Сергей Шнуров — умный бизнесмен и талантливый музыкант, который просек фишку, что в моде китч и пародия, и, очень хорошо используя свои связи, продал нам этот товар. Эта песня соответствует взгляду на проблему Химкинского леса и ситуации вокруг него самого Шнурова, кроме того он наверняка получил за нее неплохой гонорар.

Желающих пнуть Шевчука после его смелых рейдов много, и мы их всех знаем. А кто может ответить Шевчуку? Макаревич, группа "Любэ"? Да кто их послушает. А Шнура послушают".

С тем, что Шнура послушают, соглашается и активный защитник Химок, анархист из Украины Александр Володарский: "Разоблачение людей, примазывающихся к протесту из корыстных интересов, часто рикошетом бьет по тем, кто протестует по-настоящему. Пока Шнуров зачем-то иронизирует над Нойзом, Гаскаров и Солопов продолжают сидеть в тюрьме. А вот

образ "за Химкинский лес борются любители наживы и самопиара" внедряется в массовое сознание".

Скепсис относительно клипа преобладал в откликах либералов. Но на защиту "Ленинграда" встал популярный среди блогеров музыкант Захар Май, заявивший, что Шнур в своем новом треке буквален: "Иносказательно высмеивать ― не его метод. Его лирический герой ― он сам, и никакого Шевчука в этой песне нет и посмотреть. Это Шнур, переделывающий трактат Тарасова "О любви", чтобы по тому же шаблону разобрать свою собственную нынешнюю дилемму: заниматься ему на новом витке "Ленинграда" социалкой или нет. И, кстати, что он тут решил, непонятно, так как негатив не озвучен. В этой песне нет издевательства ― только легкая самоирония, точно как в оригинале. Вообще, хороший трек ― чистый и внятный". Вслед за Захаром Борисовичем с громкой колонкой на Openspace.Ru выступил журналист Олег Кашин, заявивший, что "голоса критиков, нападающих на Шнурова после песни о Химкинском лесе, звучат с теми же интонациями, что и голоса искусствоведов в штатском, ищущих признаки 282-й статьи УК то в работах Авдея Тер-Оганьяна, то в идиотском учебнике истории".

Раскол в лагере честных людей обещал продлиться не один день, но тут грянул гром. Рано утром во вторник, 28 сентября, указом президента был в максимально жесткой форме отправлен в отставку мэр цитадели блогеров и хипстеров Юрий Лужков. В течение нескольких часов от него, как от чумного, отвернулись все сторонники и коллеги. Программа с участием Лужкова была снята с эфира "ТВ Центра", и единственной информационной площадкой, с которой Лужкову удалось наладить сотрудничество, оказался оппозиционный журнал The New Times.

Сразу после отставки этот вариант развития событий предсказал в своем блоге ведущий "Эха Москвы" Владимир Варфоломеев: "По разным опросам, то ли половина, то ли три четверти москвичей горячо поддерживали Лужкова. Особенно пенсионеры, бюджетники, силовики и прочие категории, которые получали так называемые "лужковские" надбавки. Не говорю уже о единороссах, официальных профсоюзах и т. п. Но отчего-то я ничуть

не удивлюсь, если никто из них не выйдет протестовать против принудительного увольнения мэра. 

Потому как у нас принято любить вовсе не личность, а лишь только должность". Однако сама отставка, как отмечает главный редактор BFM.Ru Антон Носик, оказалась совершенно неожиданной для блогеров. Две недели назад в нее верило только 18 процентов читателей его ЖЖ.

Если пересказывать реакцию публики в двух словах, то придется признать: блогосфера ликовала. Видимо, слишком много исторических зданий было уничтожено, слишком много нервов перегорело в пробках. "Как мы и предсказывали, Лужков указом президента выгнан в связи с утратой доверия. И это правильно, ― поддерживает отставку блогер b-insider, ― потому как кажная шваль должна помнить, хто она есть". "Первый шаг сделан, ― продолжает l33thax0r. ― Надеюсь, у кого-то все-таки хватит яиц разобраться, почему этот человек с женой жопами сели на город на 18 лет, раздавив без разбора красивое и некрасивое, новое и старое. Разобраться, чем занимались его подельники Ресин с миллионными часиками, "лучший друг" Исмаилов, у которого конфисковали контрабанду на миллиарды долларов (кстати, хоть кто-нибудь сел?). Почему нет парковки, дорог, детских садов, то есть нормальной, не скотской жизни. Что за херня творилась с массовым уничтожением исторических зданий, точечной застройкой, растаскиванием земель, зарезервированных под дороги, "уплотнением" и достройкой этажей в и без того перезабитом городе".

Предметом отдельного обсуждения стала роль Дмитрия Медведева в происходящем. Доминировала точка зрения, согласно которой "президент доказывает, что он президент, и, учитывая стартующую кампанию, это скорее хорошо, чем плохо". Так высказался заместитель главного редактора The New Times Илья Барабанов. Его поддержал депутат Госдумы от "Справедливой России" Олег Шеин: "После Южной Осетии странно было ожидать от президента иной реакции. Это именно президент, а не тряпка. Медведев полон решимости обеспечить успех своего курса и продолжить его после 2012 года. Препятствием Медведеву является партаппарат "Единой России" и граждане типа Лужкова, вообразившие, что именно они управляют страной, народ — это холопы, а президент является досадным недоразумением. Медведев будет последовательно демонтировать чудовищное здание "ЕР", пока та не станет обычной парламентской партией ― одной из многих, и никакого большинства в Думе "единым" больше не видать".

Однако относительно самостоятельности Медведева мнения разделились. Куда менее восторженный анализ провел политолог Николай Злобин: "Президент во вторник утром оказался в ситуации, когда у него больше не было выбора, надо было действовать решительно и быстро. После заявления Лужкова, что добровольно он в отставку не уйдет, любое другое решение президента воспринималось бы как его политическая слабость. Это было недопустимо не только для Медведева, но и для Путина.

28 сентября Медведев уже не просто снимал с работы Лужкова, он защищал себя, свою власть и единство правящего тандема.

Это своего рода "антицветная" революция, которую президент успешно провел из Китая при поддержке премьера".

Еще жестче высказался политик Валерий Скурлатов: "В СМИ и в блогах — масса измышлений о роли Медведева в этой отставке. Мол, Медведев наконец-то принял самостоятельное решение, с которым Путин вынужден был смириться. Что за вздор! Какие все же наивные многие россиянские политики и политаналитики. Правдоподобнее полагать, что именно Путин принял решение и именно Путин знает, кто станет новым градоначальником. Естественно, он поделился с Медведевым, который и делает всю "грязную работу". На такой вариант "лужковского гамбита" указывает ряд косвенных признаков, которые долго перечислять".

Единственным, что смогло отвлечь блогеров от перестановок в столице, стал запуск нового сервиса LJTimes. Внизу экранов русскоязычных пользователей неожиданно возникла красная кнопка вместе с безостановочно меняющимися заголовками популярных постов. Чтобы избавиться от навязчивой бегущей строки, пользователям приходилось копаться в настройках своего ЖЖ, выбирая там полный отказ от продуктов компании "Суп". Это вызвало понятное негодование: "Просто нет слов. Разве бета-версии вводятся таким образом? Эксперимент ставится сразу на всех пользователях сервиса? Такое в истории когда-нибудь наблюдалось? Вы, конечно, купите наши сосиски, но мы вам их зальем новым острым соусом из бразильских перцев. И месячишко будете покупать сосиски, залитые соусом".

В приступе бессильной ненависти к неблагодарным блогерам одна из руководителей LiveJournal Russia Светлана Иванникова в Facebook обозвала их "уебанами". После этого сотни и тысячи возмущенных пользователей требовали уже не изменений в сервисе, а извинений или отставки самой госпожи Иванниковой. И хотя вскоре часть топовых блогеров стала оправдывать Светлану, итог не изменился: попытки "Супа" сделать что-то хорошее снова окончились беспросветным кошмаром.

Почти незаметно для блогосферы прошли выборы в ФИДЕ, где действующему президенту федерации Кирсану Илюмжинову удалось сохранить за собой пост. Результат конгресса в Ханты-Мансийске прокомментировал присутствовавший на нем исполнительный директор "Солидарности" Денис Билунов: "Мировые шахматы и далее будут зависеть от успешности одного конкретного человека — Кирсана Илюмжинова. Отдавая должное его поистине бендеровскому таланту, нельзя сбрасывать со счетов вероятность заката его звезды. Впрочем,

во всех случаях при Илюмжинове шахматы не смогут выйти на современный коммерческий уровень, сопоставимый с другими профессиональными видами спорта".

Впрочем, один из лидеров "Демократического выбора" Сергей Жаворонков, заявил, что "выход на уровень" невозможен в принципе: "Шахматы всегда... были планово-убыточным, реципиентным видом спорта — и в СССР, и во всем мире, разница только в том, платило государство или меценаты. Массового зрителя, который раскошеливался бы за зрелища матчей, атрибутику, базы данных и т. п., у них нет. Потому очевидно, что в шахматном мире на выборах выиграет тот, у кого больше денег, а Илюмжинов засватал в гендиректоры ФИДЕ арабского шейха. Федерации стран первого мира, дотируемые государствами, могут позволить себе самостоятельность, большинство же федераций — нет. Так что демонтаж Карпова был обеспечен".

Итог спора подвел блогер sergpolynov: "Можно по-разному относиться к Илюмжинову (в противостоянии за пост президента ФИДЕ я болел за Карпова), как бы там ни было, когда человек рассказывает, что побывал на космическом корабле, то мне добавить нечего".

Виталий Шушкевич

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter